Отчето результатах второго  этапа реализации  экспериментальной  программы

федеральной экспериментальной площадки

УВК №33 г. Петропавловска-Камчатского

1999-2000 уч.год.

I.    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ .

1.1.Тема проекта "Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5-17 лет в условиях отдаленных территорий"

1.2.Исполнители : " Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад, школа, гимназия "

№ 33  г. Петропавловска-Камчатского.

Директор: Голубева Надежда Ивановна

Зам. директора по дошкольному воспитанию: Антонова Татьяна Григорьевна.

Научный руководитель - Киселева Ольга Олеговна - научный сотрудник  Камчатского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент.

1.3. Цель проекта: создание условий для осуществления  последовательности и преемственности  в развитии индивидуальных способностей ребенка 5-17 лет в образовательных учреждениях отдаленных территорий .

1.4. Срок реализации второго этапа проекта : 1999-2002 г.

1.5. Задачи II этапа реализации проекта.

         ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - Разработка содержания, форм и методов реализации проекта в дошкольной гимназии (5 - 7лет.)

1.    Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.

2.    Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в 1 классе.

II.  ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.

 А. Разработка форм развития профессионального самосознания педагогов:

1. Организация  творческих групп.

а) обсуждение и составление листов согласования и рассогласования;

(составление проекта межвозрастных и внутрипредметных листов согласования; корректировка листов согласования; использование листов согласования в работе педагогов; составление проекта листов рассогласования )

б) обсуждение форм учета и наблюдения за развитием воспитанника.

(Составление проекта индивидуальной психолого-педагогической карты воспитанника дошкольной гимназии; составление "Дневника наблюдения за развитием дошкольника")

2.   Организация интенсивного процесса  по обмену опытом.

Позволяет анализировать и изменять воспитательный и учебный процессы с точки зрения соответствия методов и содержания  воспитания и обучения психологическим возможностям дошкольников.

а) открытые занятия (обмен индивидуальным опытом внутри педагогического коллектива)

б) семинары (обмен коллективным опытом с другими педагогическими коллективами)

Проведено 20 открытых занятий ( например: занятие в первой подготовительной группе на тему "Роль библиотеки в развитии познавательных процессов детей". Воспитатель Капустина С.М., занятие во второй подготовительной группе на тему "Развивающие  игры". Учитель Хоменко Ю.А. )

в) индивидуальные и групповые консультации ( у научного руководителя, в научно-исследовательской лаборатории)

3. Подготовка и проведение  рефлексивных педсоветов.

           Темы педсоветов:

           1.Развитие познавательных процессов дошкольника.

           2.Роль развивающей предметной среды в развитии личности ребенка.

           3.Здоровье будущего школьника.

           4.Овладение методами изучения личности дошкольника.

           5.Педагогика сотрудничества - важное условие вхождения в новый возраст.

Б. Разработка средств координации образовательного процесса , ориентированного на развитие ребенка.

а) МЕЖВОЗРАСТНЫЕ ЛИСТЫ СОГЛАСОВАНИЯ

·      решают задачу согласования процессов развития и обучения детей 5-7 лет;

·       показывают, что меняется в детях в связи с изменением ведущего вида деятельности;

·       дают воспитателю и учителю представление о перспективе и динамике развития ребенка;

·      обеспечивают возможности стыковки развития с образовательным процессом см. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ).

 Опираясь на межвозрастные листы согласования каждый педагог дошкольной гимназии подобрал или разработал серию игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов с учетом вида деятельности в режиме дошкольной гимназии.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

б) ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ ЛИСТЫ согласования позволяют обеспечить преемственность в усвоении социокультурного опыта ребенком при  обучении в дошкольной гимназии и переходе в 1 гимназический класс, с учетом психологических особенностей дошкольников и младших  школьников. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

в) ЛИСТЫ РАССОГЛАСОВАНИЯ позволяют определить и ликвидировать несоответствия между требованиями программы и реальными возможностями воспитания и обучения в условиях отдаленных территорий.  ( проект см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

В. Формирование воспитательных и развивающих   структур в дошкольной гимназии..

        Цель:

           -изменение  пространства развития детей .

           -изменение деятельности детей ( например , кружковая работа с дошкольниками и межвозрастными центрами УВК).

           а). Выбор базисной программы обучения и развития.

           б). Разработка и внедрение цикла занятий "Развивающие игры ".(2ч. в месяц в старших и подготовительных группах. Проводит педагог .)

           в). Организовано раннее обучение английскому языку (на бесплатной основе)  

           г). Организована работа кружков  по интересам "Почитайка " , Волшебная иголочка ", " Цветовая экология ". (Проводят педагоги и воспитатели).          

д).Организована работа библиотеки для детей , их родителей и  педагогов

Г. Разработка форм работы с родителями

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ "ШКОЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ".

           1.Роль развивающей предметной среды в развитии личности ребенка.

           2.Развитие логического мышления.

           3.Готовим руку к письму.

           4.Развитие внимания.

           5.Развитие памяти.

           6.Круглый стол "Готов ли ребенок к школе".

Занятия в  "Школе для родителей " позволяют педагогам вовлечь родителей  в процесс воспитания и развития детей собственными силами дома и работать в едином ключе с коллективом  УВК.   На занятиях "Школы для родителей" педагоги дошкольной гимназии  учат родителей развитию познавательных процессов детей дома,  при помощи подобранных воспитателями и учителями игр.

ПРОВЕДЕННАЯ РАБОТА ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

           -дальнейшую работу над изменением содержания образования и воспитания;

           -умелое использование активных форм воспитания и обучения;

           -влияние на внутренние процессы самосовершенствования личности  педагога.

Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в 1 классе.

Диагностическая работа ведется в два этапа: I этап - в начале учебного года, II этап - в конце учебного года. После первого этапа, в течении года, с детьми, которые показали низкие результаты, ведется работа по развитию познавательных процессов. А затем проводится II этап диагностики, который показывает, как изменился уровень развития детей  (см. Приложение 5).

 а )ИНДИВИДУАЛЬНАЯ психолого-педагогическая карта воспитанника  дошкольной гимназии дает возможность педагогам дошкольной  гимназии и учителям начальных классов увидеть каждого ребенка в развитии от 5 до 7 лет. ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 )

б ) ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ за развитием дошкольника - позволяет увидеть динамику развития психических процессов каждого ребенка группы и  результаты проводимой коррекционной работы. ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 )

В 1999-2000 учебном году были подобраны методики и проведено обследование в начале учебного года (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

     III . ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

         3.1. Анализ результатов показывает их соответствие  целям   эксперимента и задачам его II этапа .

         3.2. Разработаны методические материалы:

             -листы согласования межвозрастные;

             -листы согласования внутрипредметные;

             -листы рассогласования (проект);

             -подобраны серии игр для развития психических процессов;

             -дневник (проект) наблюдения за развитием дошкольника;

             -психолого-педагогическая индивидуальная карта воспитанника

              дошкольной гимназии;

             -программы кружков: "Почитайка", "Волшебная иголочка", "Цветовая экология";

             -программа  раннего  обучения английскому  языку.

         3.3.Реализуются формы работы

              ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

             -тематические педсоветы в соответствии с целями эксперимента;

             -научно-практическая конференция педагогов УВК.

             -творческие мастерские;

             -открытые занятия

- консультации

              ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:

             -введение курса "Развивающие игры";

             -работа в библиотеке;

             -работа в кружках;

             -курс раннего изучения английского языка.

             -внеучебные совместные мероприятия для детей с родителями;

             -дошкольников со школьниками начальных классов (центр "Детство" ;

             -индивидуальная работа с детьми (педагогическая поддержка)

              ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:

             -"Школа для родителей ";

             -групповые и общие родительские собрания;

             -индивидуальные беседы, консультации;

             -совместные конкурсы ,соревнования, праздники;

             -"Круглые столы" по проблемам воспитания и развития детей (родители и педагоги).

3.4 Начата работа по мониторингу успешности дошкольного воспитания  и развития , позволяющая отслеживать процесс развития детей в условиях жизни в отдаленных  территориях .

Табл. 1 Динамика соответствия развивающих образовательных программ этапа: дошкольная гимназия - начальная школа

Год выпуска

Кол-во детей (дошкольная гимназия)

Выбыли в другую школу

Поступили в УВК 33

Закончили 1 гимназический класс

     

гимназические классы

реальные классы

1 уровень

2 уровень

3

уровень

1996-1997

41

37%

41%

22%

-

-

-

1997-1998

41

17%

49%

34%

8%

80%

12%

1998-1999

21

  -

73%

27%

-*

-*

-*

* данные будут получены в конце 1999/2000 учебного года.

Выводы:

          1.Прослеживается тенденция к снижению ухода выпускников  дошкольной гимназии в другие образовательные учреждения, следовательно, такая форма обучения удовлетворяет социальный заказ общества.

          2.При отборе в первый класс увеличивается процент выпускников, поступающих в гимназический класс, (с соответствующим уровнем развития) и успешно в нем обучающихся, что может  свидетельствовать об обеспечении преемственности  в развитии и обучении детей.

3.5. В 2001-2002 гг. продолжается работа по реализации задач I этапа «Разработка содержания, форм и методов реализации проекта в дошкольной гимназии: 5-7 лет»

1. Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.

2. Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в дошкольной гимназии в 1 классе.

Директор УВК №33 Голубева Н.И.                                                                               
Зам. директора по дошкольному воспитанию Антонова Т.Г.
Научный руководитель Киселева О.О.

Назад