Отчето результатах второго этапа реализации экспериментальной программы
федеральной экспериментальной площадки
УВК №33 г. Петропавловска-Камчатского
1999-2000 уч.год.
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ .
1.1.Тема проекта "Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5-17 лет в условиях отдаленных территорий"
1.2.Исполнители : " Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад, школа, гимназия "
№ 33 г. Петропавловска-Камчатского.
Директор: Голубева Надежда Ивановна
Зам. директора по дошкольному воспитанию: Антонова Татьяна Григорьевна.
Научный руководитель - Киселева Ольга Олеговна - научный сотрудник Камчатского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент.
1.3. Цель проекта: создание условий для осуществления последовательности и преемственности в развитии индивидуальных способностей ребенка 5-17 лет в образовательных учреждениях отдаленных территорий .
1.4. Срок реализации второго этапа проекта : 1999-2002 г.
1.5. Задачи II этапа реализации проекта.
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - Разработка содержания, форм и методов реализации проекта в дошкольной гимназии (5 - 7лет.)
1. Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.
2. Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в 1 классе.
II. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.
А. Разработка форм развития профессионального самосознания педагогов:
1. Организация творческих групп.
а) обсуждение и составление листов согласования и рассогласования;
(составление проекта межвозрастных и внутрипредметных листов согласования; корректировка листов согласования; использование листов согласования в работе педагогов; составление проекта листов рассогласования )
б) обсуждение форм учета и наблюдения за развитием воспитанника.
(Составление проекта индивидуальной психолого-педагогической карты воспитанника дошкольной гимназии; составление "Дневника наблюдения за развитием дошкольника")
2. Организация интенсивного процесса по обмену опытом.
Позволяет анализировать и изменять воспитательный и учебный процессы с точки зрения соответствия методов и содержания воспитания и обучения психологическим возможностям дошкольников.
а) открытые занятия (обмен индивидуальным опытом внутри педагогического коллектива)
б) семинары (обмен коллективным опытом с другими педагогическими коллективами)
Проведено 20 открытых занятий ( например: занятие в первой подготовительной группе на тему "Роль библиотеки в развитии познавательных процессов детей". Воспитатель Капустина С.М., занятие во второй подготовительной группе на тему "Развивающие игры". Учитель Хоменко Ю.А. )
в) индивидуальные и групповые консультации ( у научного руководителя, в научно-исследовательской лаборатории)
3. Подготовка и проведение рефлексивных педсоветов.
Темы педсоветов:
1.Развитие познавательных процессов дошкольника.
2.Роль развивающей предметной среды в развитии личности ребенка.
3.Здоровье будущего школьника.
4.Овладение методами изучения личности дошкольника.
5.Педагогика сотрудничества - важное условие вхождения в новый возраст.
Б. Разработка средств координации образовательного процесса , ориентированного на развитие ребенка.
а) МЕЖВОЗРАСТНЫЕ ЛИСТЫ СОГЛАСОВАНИЯ
· решают задачу согласования процессов развития и обучения детей 5-7 лет;
· показывают, что меняется в детях в связи с изменением ведущего вида деятельности;
· дают воспитателю и учителю представление о перспективе и динамике развития ребенка;
· обеспечивают возможности стыковки развития с образовательным процессом см. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ).
Опираясь на межвозрастные листы согласования каждый педагог дошкольной гимназии подобрал или разработал серию игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов с учетом вида деятельности в режиме дошкольной гимназии.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
б) ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ ЛИСТЫ согласования позволяют обеспечить преемственность в усвоении социокультурного опыта ребенком при обучении в дошкольной гимназии и переходе в 1 гимназический класс, с учетом психологических особенностей дошкольников и младших школьников. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
в) ЛИСТЫ РАССОГЛАСОВАНИЯ позволяют определить и ликвидировать несоответствия между требованиями программы и реальными возможностями воспитания и обучения в условиях отдаленных территорий. ( проект см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
В. Формирование воспитательных и развивающих структур в дошкольной гимназии..
Цель:
-изменение пространства развития детей .
-изменение деятельности детей ( например , кружковая работа с дошкольниками и межвозрастными центрами УВК).
а). Выбор базисной программы обучения и развития.
б). Разработка и внедрение цикла занятий "Развивающие игры ".(2ч. в месяц в старших и подготовительных группах. Проводит педагог .)
в). Организовано раннее обучение английскому языку (на бесплатной основе)
г). Организована работа кружков по интересам "Почитайка " , Волшебная иголочка ", " Цветовая экология ". (Проводят педагоги и воспитатели).
д).Организована работа библиотеки для детей , их родителей и педагогов
Г. Разработка форм работы с родителями
ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ "ШКОЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ".
1.Роль развивающей предметной среды в развитии личности ребенка.
2.Развитие логического мышления.
3.Готовим руку к письму.
4.Развитие внимания.
5.Развитие памяти.
6.Круглый стол "Готов ли ребенок к школе".
Занятия в "Школе для родителей " позволяют педагогам вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей собственными силами дома и работать в едином ключе с коллективом УВК. На занятиях "Школы для родителей" педагоги дошкольной гимназии учат родителей развитию познавательных процессов детей дома, при помощи подобранных воспитателями и учителями игр.
ПРОВЕДЕННАЯ РАБОТА ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
-дальнейшую работу над изменением содержания образования и воспитания;
-умелое использование активных форм воспитания и обучения;
-влияние на внутренние процессы самосовершенствования личности педагога.
Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в 1 классе.
Диагностическая работа ведется в два этапа: I этап - в начале учебного года, II этап - в конце учебного года. После первого этапа, в течении года, с детьми, которые показали низкие результаты, ведется работа по развитию познавательных процессов. А затем проводится II этап диагностики, который показывает, как изменился уровень развития детей (см. Приложение 5).
а )ИНДИВИДУАЛЬНАЯ психолого-педагогическая карта воспитанника дошкольной гимназии дает возможность педагогам дошкольной гимназии и учителям начальных классов увидеть каждого ребенка в развитии от 5 до 7 лет. ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 )
б ) ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ за развитием дошкольника - позволяет увидеть динамику развития психических процессов каждого ребенка группы и результаты проводимой коррекционной работы. ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 )
В 1999-2000 учебном году были подобраны методики и проведено обследование в начале учебного года (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
III . ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
3.1. Анализ результатов показывает их соответствие целям эксперимента и задачам его II этапа .
3.2. Разработаны методические материалы:
-листы согласования межвозрастные;
-листы согласования внутрипредметные;
-листы рассогласования (проект);
-подобраны серии игр для развития психических процессов;
-дневник (проект) наблюдения за развитием дошкольника;
-психолого-педагогическая индивидуальная карта воспитанника
дошкольной гимназии;
-программы кружков: "Почитайка", "Волшебная иголочка", "Цветовая экология";
-программа раннего обучения английскому языку.
3.3.Реализуются формы работы
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
-тематические педсоветы в соответствии с целями эксперимента;
-научно-практическая конференция педагогов УВК.
-творческие мастерские;
-открытые занятия
- консультации
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
-введение курса "Развивающие игры";
-работа в библиотеке;
-работа в кружках;
-курс раннего изучения английского языка.
-внеучебные совместные мероприятия для детей с родителями;
-дошкольников со школьниками начальных классов (центр "Детство" ;
-индивидуальная работа с детьми (педагогическая поддержка)
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:
-"Школа для родителей ";
-групповые и общие родительские собрания;
-индивидуальные беседы, консультации;
-совместные конкурсы ,соревнования, праздники;
-"Круглые столы" по проблемам воспитания и развития детей (родители и педагоги).
3.4 Начата работа по мониторингу успешности дошкольного воспитания и развития , позволяющая отслеживать процесс развития детей в условиях жизни в отдаленных территориях .
Табл. 1 Динамика соответствия развивающих образовательных программ этапа: дошкольная гимназия - начальная школа
Год выпуска |
Кол-во детей (дошкольная гимназия) |
Выбыли в другую школу |
Поступили в УВК 33 |
Закончили 1 гимназический класс |
|||
гимназические классы |
реальные классы |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
|||
1996-1997 |
41 |
37% |
41% |
22% |
- |
- |
- |
1997-1998 |
41 |
17% |
49% |
34% |
8% |
80% |
12% |
1998-1999 |
21 |
- |
73% |
27% |
-* |
-* |
-* |
* данные будут получены в конце 1999/2000 учебного года.
Выводы:
1.Прослеживается тенденция к снижению ухода выпускников дошкольной гимназии в другие образовательные учреждения, следовательно, такая форма обучения удовлетворяет социальный заказ общества.
2.При отборе в первый класс увеличивается процент выпускников, поступающих в гимназический класс, (с соответствующим уровнем развития) и успешно в нем обучающихся, что может свидетельствовать об обеспечении преемственности в развитии и обучении детей.
3.5. В 2001-2002 гг. продолжается работа по реализации задач I этапа «Разработка содержания, форм и методов реализации проекта в дошкольной гимназии: 5-7 лет»
1. Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.
2. Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в дошкольной гимназии в 1 классе.
Директор УВК №33 Голубева Н.И.Зам. директора по дошкольному воспитанию Антонова Т.Г.Научный руководитель Киселева О.О.