о результатах второго этапа реализации экспериментальной программы
федеральной экспериментальной площадки
школы № 33 г. Петропавловска-Камчатского
(2000-2001 уч. года)
I. Тема проекта "Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в условиях отдаленных территорий"
II. Исполнители: Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад, школа, гимназия" №33
г. Петропавловска-Камчатского.
Директор: Голубева Надежда Ивановна.
Зам. директора по дошкольному воспитанию: Антонова Татьяна Григорьевна.
Научный руководитель: Киселева Ольга Олеговна – научный сотрудник Камчатского Государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент.
III. Цель проекта: создание условий для осуществления последовательности и преемственности в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в образовательных учреждениях отдаленных территорий.
IV. Срок реализации второго этапа проекта: 1999-2002 г.
V. Задачи второго этапа реализации проекта.
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – разработка содержания, форм и методов реализации проекта в дошкольной гимназии (5 – 7 лет).
1 Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.
2 Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в 1 классе.
2.1. Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.
2.1.1. Продолжается разработка форм развития профессионального самосознания педагогов.
1 Деятельность творческих микрогрупп (см. приложение №1) по различным проблемам. Форма организации групп предполагает смену ролей от инициатора до исполнителя каждого члена педагогического коллектива при решении проблем. Например: учитель изодеятельности Юденкова Т.В., являясь руководителем группы по совершенствованию предметной развивающей среды в дошкольной гимназии, одновременно является членом творческих групп по организации преемственности в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, и группы по развитию индивидуальных способностей детей.
2 Организация интенсивного процесса по обмену опытом.
Позволяет анализировать и изменять воспитательный и учебный процессы с точки зрения соответствия методов и содержания воспитания и обучения психологическим возможностям дошкольников.
а) открытые занятия
б) семинары
в) индивидуальные и групповые консультации
г) "Школа молодого специалиста"
д) Мастерские профессионального роста.
3. Подготовка и проведение рефлексивных педсоветов в УВК и минипедсоветов в дошкольной гимназии.
В УВК были проведены педсоветы:
- Мотивация и стимулирование в учебном процессе.
- Умственные способности и возраст.
В дошкольной гимназии проведены минипедсоветы:
- Новые формы работы с родителями и развитие индивидуальных способностей детей,
- Сюжетно-ролевая игра – средство воспитания и развития индивидуальных способностей ребенка.
2.1.2. Предложена разработка средств координации образовательного процесса, ориентированного на развитие ребенка.
а) МЕЖВОЗРАСТНЫЕ ЛИСТЫ СОГЛАСОВАНИЯ (см. приложение №2).
· решают задачу согласования процессов развития и обучения детей 5-7 лет;
· дают воспитателю и учителю представление о перспективе и динамике развития ребенка;
· обеспечивают возможность стыковки развития с образовательным процессом.
По итогам работы был проведен отчет с выставкой самостоятельно изготовленных и подобранных игр.
В 1999-2000 уч. году разработали и подобрали игры на развитие:
· мышления
· памяти
· внимания
В 2000-2001 уч. году начали подборку и разработку игр на развитие:
· речи
· восприятия
· воображения.
б) ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ ЛИСТЫ СОГЛАСОВАНИЯ (см. приложение №3).
Позволяют обеспечить преемственность в усвоении социокультурного опыта ребенком при обучении в дошкольной гимназии и переходе в первый гимназический класс, с учетом психологических особенностей дошкольников и младших школьников.
В 1999-2000 уч. году были разработаны и апробированы листы:
· по подготовке к обучению грамоте и развитию речи
· по развитию элементарных математических представлений.
В 2000-2001 уч. году в дополнение к разработанным ранее листам разработаны и апробируются в работе листы:
· по английскому языку
· по физической культуре
· по изобразительной деятельности
· по ручному труду и конструированию
В гимназических классах начальной школы обучение ведется по авторской программе развития учителя высшей категории Леонтьевой С.А. Любой учитель начальных классов, взявший выпускников дошкольной гимназии в свой класс, получает все внутрипредметные листы согласования на данных детей и корректирует эту программу, увеличивая при необходимости количество часов на недостаточно усвоенный, нуждающийся в отработке материал из дошкольной программы, за счет сокращения часов, отводимых на изучение материала, к усвоению которого дошкольники хорошо подготовлены.
в) ЛИСТЫ РАССОГЛАСОВАНИЯ (см. приложение №4).
Позволяют определить и ликвидировать несоответствия между требованиями программы и реальными возможностями воспитания и обучения в условиях отдаленных территорий.
В дошкольной гимназии эти листы прошли апробацию и корректировку и подготовлены к печати.
г) АДАПТАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ для дошкольной ступени (проект) (см. приложение №5). Позволяют:
· увидеть сложности при переходе с одной ступени развития на другую,
· определить, с чем новым столкнутся дети на каждом этапе перехода,
· обозначить проблемы и задачи воспитания и развития на ближайший период,
· наметить формы и методы работы по преодолению возникших сложностей.
2.1.3. Продолжается формирование воспитательных и развивающих структур в дошкольной гимназии. Цель:
· изменение деятельности детей (см. приложение №6)
Помимо привычной детской деятельности дошкольников в дошкольной гимназии традиционно, 3ий год, проводятся, так называемые, олимпиады или "Конкурсы Знаек". Первый год это были два конкурса:
- по развитию элементарных математических представлений
- по подготовке к обучению грамоте.
В настоящее время такие "Олимпиады" проводятся по 7 разделам:
- развитие элементарных математических представлений,
- подготовка к обучению грамоте,
- английский язык,
- изобразительная деятельность,
- конструирование,
- развитие речи,
- лучший чтец.
· изменение пространства развития детей и совершенствование предметной развивающей среды.
Базовые компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения и классы для занятий, но и другие функциональные пространства. Это дает возможность избежать рутины и неформально организовать воспитательный и образовательный процессы. В таблице показаны как многофункционально используются базисные компоненты предметной среды детства в дошкольной гимназии (см. приложение №7).
2.1.4. Совершенствование и разработка форм работы с родителями.
В дошкольной гимназии третий год работает "Школа для родителей", которая дает возможность в форме деловых игр, занятий, практикумов научить родителей общению с детьми, способам развития индивидуальных способностей ребенка в совместной деятельности вне ДОУ (см. приложение №8).
2.2. Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в 1 классе.
Диагностическая работа в дошкольной гимназии и начальной школе ведется в два этапа:
1 этап – в начале учебного года,
11 этап – в конце учебного года.
Составленные диаграммы позволяют увидеть изменение данных развития основных психических процессов и принять адекватные меры в случае увеличения показателей низкого уровня развития.
Промежуточная диагностика в середине учебного года проводится с проблемными детьми, чтобы отследить правильность выбранного направления коррекционной работы.
1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ психолого-педагогическая карта воспитанника дошкольной гимназии дает возможность педагогам дошкольной гимназии и учителям начальных классов увидеть каждого ребенка в развитии от 5 до 7 лет (см. приложение №10).
2. ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ за развитием дошкольника – позволяет увидеть динамику развития психических процессов каждого ребенка группы и результаты проводимой коррекционной работы (см. приложение №11).
3. КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ учителя за развитием школьника (проект) (см. приложение №12). Дает возможность провести диагностику познавательных процессов каждого возрастного этапа и выработать стратегию и тактику коррекционной работы на каждой ступени развития и обучения от 5 до 17 лет.
ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
3.1 Анализ результатов показывает их соответствие целям эксперимента и задачам его второго этапа.
3.2 Разработаны методические материалы:
· лист согласования межвозрастной №1 для возрастов 5-7 лет,
· листы согласования внутрипредметные (дошкольная гимназия, начальная школа),
· листы рассогласования (подготовлены к печати),
· подобраны серии игр для развития речи, воображения, восприятия,
· дневник наблюдения за развитием дошкольника,
· психолого-педагогическая карта воспитанника дошкольной гимназии,
· программа раннего обучения английскому языку,
· лист адаптации (проект).
3.3 Реализуются формы работы:
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
· тематические педсоветы в УВК,
· тематические минипедсоветы в соответствии с целями эксперимента в дошкольной гимназии,
· научно-практическая конференция педагогов УВК,
· творческие мастерские,
· открытые занятия,
· консультации,
· "Школа молодого специалиста".
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
· курс "Развивающие игры",
· работа в библиотеке,
· работа в кружках,
· курс раннего изучения английского языка,
· внеучебные мероприятия с воспитательными центрами школы,
· внеучебные совместные мероприятия для детей с родителями,
· внеучебные совместные мероприятия дошкольников со школьниками начальных классов,
· индивидуальная работа с детьми (педагогическая поддержка).
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:
· "Школа для родителей".
· групповые и общие родительские собрания,
· совместные праздники (конкурсы, соревнования),
· "Круглые столы" по проблемам воспитания и развития детей (родители и педагоги),
· совместные субботники по благоустройству и уборке территории после зимнего периода.
Продолжается работа по мониторингу успешности дошкольного воспитания и развития, позволяющая отслеживать процесс развития детей в условиях жизни в отдаленных территориях.
Сравнительный анализ уровней развития психических процессов детей.
Дошкольная гимназия: начало и конец учебного года 2000 г. и конец 1 класса 2001 г.
Уровни развития % |
ВНИМАНИЕ |
ПАМЯТЬ |
|||||||||||
Концентрация |
Объем |
Устойчивость |
Распределение, переключение |
Зрительная (кратковременная) |
Слуховая (кратковременная) |
||||||||
д.г. |
1 кл. |
д.г. |
1 кл. |
д.г. |
1 кл. |
д.г. |
1 кл. |
д.г. |
1 кл. |
д.г. |
1 кл. |
||
ВЫСОКИЙ |
нач. года |
11,1 |
5,5 |
2,7 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
||||||
кон. года |
58,3 |
77,8 |
52,8 |
77,8 |
11,1 |
55,6 |
19,5 |
30,6 |
11,2 |
33,3 |
27,8 |
11,1 |
|
СРЕДНИЙ |
нач. года |
55,6 |
38,9 |
30,6 |
22,2 |
30,6 |
33,3 |
||||||
кон. года |
25 |
22,2 |
41,7 |
22,2 |
47,2 |
33,3 |
58,3 |
47,2 |
44,4 |
55,6 |
55,5 |
80,6 |
|
НИЗКИЙ |
нач. года |
33,3 |
55,6 |
66,6 |
72,3 |
63,9 |
61,2 |
||||||
кон. года |
16,7 |
0 |
5,5 |
0 |
41,7 |
11,1 |
22,2 |
22,2 |
44,4 |
11,1 |
16,7 |
8,3 |
Вывод:
1. Просматривается тенденция к увеличению количества детей с высоким и средним уровнем развития основных психических процессов (внимания, памяти) за счет снижения количества детей с низким уровнем в дошкольной гимназии.
2. При переходе в 1 класс выпускников дошкольной гимназии виден рост показателей развития основных психических процессов, что может свидетельствовать об обеспечении преемственности в развитии и обучении детей в дошкольной гимназии и начальной школе.
3.5. В 2001-2002 гг. продолжается работа по реализации задач 1 этапа "Разработка содержания, форм и методов реализации проекта в дошкольной гимназии: 5 – 7 лет"
1. Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.
2. Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в дошкольной гимназии и в 1 классе.
Директор УВК Н.И. Голубева
Зам. директора
по дошкольному воспитанию Т.Г. Антонова
Научный руководитель О.О. Киселева