ОТЧЕТ

о результатах второго этапа реализации экспериментальной программы

федеральной экспериментальной площадки

школы № 33 г. Петропавловска-Камчатского

(2000-2001 уч. года)

I.                   ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

I.                    Тема проекта  "Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в условиях отдаленных территорий"

II.                  Исполнители: Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад, школа, гимназия" №33

г. Петропавловска-Камчатского.

Директор: Голубева Надежда Ивановна.

Зам. директора  по дошкольному воспитанию: Антонова Татьяна Григорьевна.

Научный руководитель: Киселева Ольга Олеговна – научный сотрудник Камчатского Государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент.

III.               Цель проекта: создание условий для осуществления последовательности и преемственности в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в образовательных учреждениях отдаленных территорий.

IV.              Срок реализации второго этапа проекта: 1999-2002 г.

V.                 Задачи второго этапа реализации проекта.

 ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – разработка содержания, форм и методов реализации проекта в дошкольной гимназии (5 – 7 лет).

1        Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии  индивидуальных способностей ребенка.

2        Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в 1 классе.

II.                ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1.    Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.

2.1.1. Продолжается разработка форм развития профессионального самосознания педагогов.

1        Деятельность творческих микрогрупп (см. приложение №1) по различным проблемам.  Форма организации групп предполагает смену ролей от инициатора до исполнителя каждого члена педагогического коллектива при решении проблем. Например: учитель изодеятельности  Юденкова Т.В., являясь руководителем группы по совершенствованию предметной развивающей среды в дошкольной гимназии, одновременно является членом творческих групп по организации преемственности в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, и группы по развитию индивидуальных способностей детей.

2        Организация интенсивного процесса по обмену опытом.

Позволяет анализировать и изменять воспитательный и учебный процессы с точки зрения соответствия методов и содержания воспитания и обучения психологическим возможностям дошкольников.

а)  открытые занятия

б)  семинары

в)  индивидуальные и групповые консультации

г)  "Школа молодого специалиста"

д)  Мастерские профессионального роста.

3.      Подготовка и проведение рефлексивных педсоветов в УВК и минипедсоветов в дошкольной гимназии.

В УВК были проведены педсоветы:

-         Мотивация и стимулирование в учебном процессе.

-         Умственные способности и возраст.

В  дошкольной гимназии проведены минипедсоветы:

-         Новые формы работы с родителями и развитие индивидуальных способностей детей,

-         Сюжетно-ролевая игра – средство воспитания и развития индивидуальных  способностей ребенка.

2.1.2. Предложена разработка средств координации образовательного процесса, ориентированного на  развитие ребенка.

а)  МЕЖВОЗРАСТНЫЕ ЛИСТЫ СОГЛАСОВАНИЯ  (см. приложение №2).

·        решают задачу согласования процессов развития и обучения детей 5-7 лет;

·        дают воспитателю и учителю представление о перспективе и динамике развития ребенка;

·        обеспечивают  возможность стыковки развития с образовательным процессом.

По итогам работы был проведен отчет с выставкой самостоятельно изготовленных и подобранных игр.

В 1999-2000 уч. году разработали и подобрали игры на развитие:

·        мышления

·        памяти

·        внимания

В 2000-2001 уч. году начали подборку и разработку игр на развитие:

·        речи

·        восприятия

·        воображения.

б)  ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ ЛИСТЫ СОГЛАСОВАНИЯ  (см. приложение №3).

Позволяют обеспечить преемственность в усвоении социокультурного опыта ребенком при обучении в дошкольной гимназии и переходе в первый гимназический класс, с учетом психологических  особенностей дошкольников и младших школьников.

В 1999-2000 уч. году были разработаны и апробированы листы:

·        по подготовке к обучению грамоте и развитию речи

·        по развитию элементарных математических представлений.

В 2000-2001 уч. году в дополнение к разработанным ранее  листам разработаны и апробируются в работе листы:

·        по английскому языку

·        по физической культуре

·        по изобразительной деятельности

·        по ручному труду и конструированию

           В гимназических классах начальной школы обучение ведется по авторской программе развития учителя высшей категории Леонтьевой С.А. Любой учитель начальных классов, взявший выпускников дошкольной гимназии в свой класс, получает все внутрипредметные листы согласования на данных детей и корректирует эту программу, увеличивая при необходимости количество часов на недостаточно усвоенный, нуждающийся в отработке материал из дошкольной программы, за счет сокращения часов, отводимых на изучение материала, к усвоению  которого дошкольники хорошо подготовлены.

в)   ЛИСТЫ РАССОГЛАСОВАНИЯ (см. приложение №4).

Позволяют определить и ликвидировать несоответствия между требованиями программы и реальными возможностями воспитания  и обучения в условиях отдаленных территорий.

В дошкольной гимназии эти листы прошли апробацию и корректировку и  подготовлены к печати.

г)   АДАПТАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ  для дошкольной ступени (проект) (см. приложение №5). Позволяют:

·        увидеть сложности при переходе с одной ступени развития на другую,

·        определить, с чем новым столкнутся дети на  каждом этапе перехода,

·        обозначить проблемы и задачи воспитания и развития на ближайший период,

·        наметить формы и методы работы по преодолению возникших сложностей.    

2.1.3.   Продолжается формирование воспитательных и развивающих структур в дошкольной гимназии. Цель:

·        изменение деятельности детей (см. приложение №6)

Помимо привычной детской деятельности дошкольников в дошкольной гимназии традиционно, 3ий год, проводятся, так называемые, олимпиады или "Конкурсы Знаек". Первый год это были два конкурса:

-         по развитию элементарных математических представлений

-         по подготовке к обучению грамоте.

В настоящее время такие "Олимпиады" проводятся по  7 разделам:

-         развитие элементарных математических представлений,

-         подготовка к обучению грамоте,

-         английский язык,

-         изобразительная деятельность,

-         конструирование,

-         развитие речи,

-         лучший чтец.

·        изменение пространства развития детей и совершенствование предметной развивающей среды.

Базовые компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения и классы для занятий, но и другие функциональные пространства. Это дает возможность избежать рутины и неформально организовать воспитательный и образовательный процессы. В таблице показаны как многофункционально используются базисные компоненты предметной среды детства в дошкольной гимназии (см. приложение №7).

2.1.4.    Совершенствование и разработка форм работы с родителями.

            В дошкольной гимназии третий год работает "Школа для родителей", которая дает возможность в форме деловых игр, занятий, практикумов научить родителей общению с детьми, способам развития индивидуальных способностей ребенка в совместной деятельности вне ДОУ (см. приложение №8).

2.2.   Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в 1 классе.

Диагностическая работа в дошкольной гимназии и начальной школе ведется  в два этапа:

1 этап – в начале учебного года,

11 этап – в конце учебного года.

            Составленные диаграммы позволяют увидеть изменение данных развития основных психических процессов и принять адекватные меры в случае увеличения показателей низкого уровня развития.

            Промежуточная диагностика в середине учебного года проводится с проблемными детьми, чтобы отследить правильность выбранного  направления коррекционной работы.

1.      ИНДИВИДУАЛЬНАЯ психолого-педагогическая карта  воспитанника дошкольной гимназии дает возможность педагогам дошкольной гимназии и учителям начальных классов увидеть каждого ребенка в развитии от 5 до 7 лет (см. приложение №10).

2.      ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ  за развитием дошкольника – позволяет увидеть динамику развития психических процессов каждого ребенка группы и результаты проводимой коррекционной работы  (см. приложение №11).

3.      КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ  учителя за развитием школьника (проект) (см. приложение №12). Дает возможность провести диагностику познавательных  процессов каждого возрастного этапа и выработать стратегию и тактику коррекционной работы на каждой ступени развития и обучения от 5 до 17 лет.

ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

3.1   Анализ результатов показывает их соответствие целям эксперимента и задачам его второго этапа.

3.2   Разработаны методические материалы:

·        лист согласования межвозрастной  №1 для возрастов 5-7 лет,

·        листы согласования внутрипредметные (дошкольная гимназия, начальная школа),

·        листы рассогласования (подготовлены к печати),

·        подобраны серии игр для развития  речи, воображения, восприятия,

·        дневник наблюдения за развитием дошкольника,

·        психолого-педагогическая карта воспитанника дошкольной гимназии,

·        программа раннего обучения английскому языку,

·        лист адаптации (проект).

3.3   Реализуются формы работы:

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

·        тематические педсоветы в УВК,

·        тематические минипедсоветы в соответствии с целями эксперимента в дошкольной гимназии,

·        научно-практическая конференция педагогов УВК,

·        творческие мастерские,

·        открытые занятия,

·        консультации,

·        "Школа молодого специалиста".

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:

·        курс "Развивающие игры",

·        работа в библиотеке,

·        работа в кружках,

·        курс раннего изучения английского языка,

·        внеучебные мероприятия с воспитательными центрами школы,

·        внеучебные совместные мероприятия для детей  с родителями,

·        внеучебные совместные мероприятия дошкольников со школьниками начальных классов,

·        индивидуальная работа с детьми (педагогическая поддержка).

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:

·        "Школа для родителей".

·        групповые и общие родительские собрания,

·         совместные праздники (конкурсы, соревнования),

·        "Круглые столы" по проблемам воспитания и развития детей (родители и педагоги),

·        совместные субботники по благоустройству и  уборке территории после зимнего периода.

Продолжается работа по мониторингу успешности дошкольного воспитания и развития, позволяющая отслеживать процесс развития детей в условиях жизни в отдаленных территориях.

Сравнительный анализ  уровней развития психических  процессов детей.

Дошкольная гимназия: начало и конец учебного года 2000 г. и конец 1 класса 2001 г.

Уровни развития %

ВНИМАНИЕ

ПАМЯТЬ

Концентрация

Объем

Устойчивость

Распределение, переключение

Зрительная (кратковременная)

Слуховая (кратковременная)

д.г.

1 кл.

д.г.

1 кл.

д.г.

1 кл.

д.г.

1 кл.

д.г.

1 кл.

д.г.

1 кл.

ВЫСОКИЙ

нач. года

11,1

 

5,5

 

2,7

 

5,5

 

5,5

 

5,5

 

кон. года

58,3

77,8

52,8

77,8

11,1

55,6

19,5

30,6

11,2

33,3

27,8

11,1

СРЕДНИЙ

нач. года

55,6

 

38,9

 

30,6

 

22,2

 

30,6

 

33,3

 

кон. года

25

22,2

41,7

22,2

47,2

33,3

58,3

47,2

44,4

55,6

55,5

80,6

НИЗКИЙ

нач. года

33,3

 

55,6

 

66,6

 

72,3

 

63,9

 

61,2

 

кон. года

16,7

0

5,5

0

41,7

11,1

22,2

22,2

44,4

11,1

16,7

8,3

Вывод:

1.      Просматривается тенденция к увеличению количества детей с высоким и средним уровнем развития основных психических процессов (внимания, памяти) за счет снижения количества детей с низким уровнем в дошкольной гимназии.

2.      При переходе в 1 класс выпускников дошкольной гимназии виден рост показателей развития основных психических  процессов, что может свидетельствовать об обеспечении преемственности в развитии и обучении детей в дошкольной гимназии и начальной школе.

3.5.   В 2001-2002 гг. продолжается работа по реализации задач 1 этапа "Разработка содержания, форм и методов реализации проекта в дошкольной гимназии: 5 – 7 лет"

1.      Определение средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.

2.      Подготовка дошкольника к школе и отслеживание процессов развития при обучении детей в дошкольной гимназии и  в 1 классе.

Директор УВК                                                                                Н.И. Голубева

Зам. директора

по дошкольному воспитанию                                                       Т.Г. Антонова

Научный руководитель                                                                  О.О. Киселева

Назад