Приложение № 10

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная  школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Петропавловск-Камчатского городского округа

 

Программа рассмотрена                                                                          УТВЕРЖДАЮ
на экспериментальном совете школы                            Директор___________Козырь И.Н..
“____”___________________ _____г.                       “____”___________________ _____г.         

 

Программа «Юный журналист»
Образовательная программа дополнительного образования детей
литературной  направленности 
для учащихся 13-17 лет
4 года обучения

Авторы:
1. Прутт О.Г.
руководитель школьного
народного музея
«А музы не молчали…»,
г.Санкт-Петербург
2.Карачунская Л.С.
учитель литературы,
г.Санкт-Петербург
3. Волженина Д.В.
педагог
дополнительного образования
школы № 33

Петропавловск - Камчатский

2012

Комплексная образовательная  программа  Школы журналистики
1.Пояснительная записка
Опираясь на острую потребность в качественной школьной прессе, которая бы говорила с подростками и юношами на их языке, поднимала бы проблемы, которые волнуют именно молодежь, на все возрастающий интерес молодежи к журналистике, а также освещала бы жизнь школы и городского пространства, с его историческим, публицистическим и искусствоведческим  материалом,  предлагается программа журналистского мастерства для школьников.

В настоящую творческую работу дети включаются с первых дней занятий. Своеобразной творческой лабораторией журналистского мастерства детей является газета «СЭМ».
Программа ориентирована на определенный подростковый возраст, поэтому в ней много игровых моментов, доступно и понятно излагается теоретический материал, предусматривается много встреч, экскурсий, выездов, дискуссий, то есть используются разные модели учебной деятельности.
Программа позволяет выявить творческую индивидуальность каждого ребенка.
Она позволит наиболее одаренной части учащихся достичь такого гуманитарного уровня, который даст ему старт по окончании школы для дальнейшего творческого совершенствования и будет хорошей основой для получения высшего гуманитарного образования.
Направленность программы:
Комплексное развитие личности ребенка, ее психологическое и мировоззренческое становление посредством включения в созидательную журналистскую деятельность.
Новизна, актуальность
В программу включены  современные достижения  в области журналистики:
Новые современные жанры
Приемы и методы работы современного репортера
Интернет - журналистика.
Отличительной особенностью  данной программы является то, что творчество,  теоретический курс и практическая профессиональная деятельность соединены в единый учебный процесс: это позволяет использовать дар, свойственный только детям: естественно целиком погружаться в игру и жить в ней. Такой подход решает многие проблемы профессионального становления журналиста.
Педагогическая целесообразность:
Программа построена так, что в ней сочетаются творчество, образование,  личностное совершенствование, формирование личностных качеств профессионала-журналиста, вооруженного современными знаниями с высоким культурным уровнем, готового к работе в реальных условиях
Характеристика учащихся
Контингент учащихся имеет приблизительно один уровень, имеет склонность к гуманитарным наукам и  в определенной степени владеет словом. Возраст  учащихся  13-17 лет.
Продолжительность освоения программы  - 4 года

Цель:
Опираясь на природный дар учащихся, помочь ему овладеть основами  технологии и  дать возможность применить свои способности и  знания в практической работе

Задачи:

  1. Развивать творческий потенциал учащихся.
  2. Повысить общекультурный уровень учащихся.
  3. Обеспечить условия для личностного развития ребенка.
  4.  Помочь учащимся овладеть всем спектром языковых средств.

4. Дать возможность профессионально определиться и выбрать для себя наиболее  близкий к творческой индивидуальности вид журналистской деятельности.

  1. Обеспечить необходимые условия для овладения профессиональными журналистскими навыками.

Формы организации образовательного процесса:
-занятия во внеурочное время малыми группами, лекции, семинары, ролевые игры, дидактические игры, самостоятельные творческие работы, экскурсии.

Основные содержательные аспекты программы

Журналистские жанры

  1. Информация, хроника, заметка. Факт в информации, требования к языку, оперативность, краткость.
  2. Зарисовка. Образность, эмоциональность.
  3. Беседа (интервью). Особенности, назначение жанра. Виды интервью. Требования, предъявляемые к интервью и методы подготовки. Роль корреспондента в интервью. Требования к задаваемым вопросам. Способы подачи материала.
  4. Репортаж. Специфика жанра. Требования к репортажу и возможности жанра. Авторское «я» в репортаже, «эффект присутствия».
  5. Корреспонденция. Сбор материала, отбор фактов, обобщение. Язык корреспонденции. Виды корреспонденция.
  6. Сатирические жанры. Фельетон. Природа сатиры. Приемы остроумия. Особенности языка, выбор формы.
  7. Рецензия, читательский отзыв.
  8. Очерк. Назначение и особенности жанра. Сближение очерка с художественными литературными жанрами. Виды очерков. Выбор героя. Композиция, сюжет, язык и стиль очерка.
  9. Публицистическая заметка, статья. Современность в зеркале публицистики. Гражданская позиция автора. Поэтика публицистики.

Мастерство журналиста

  1. Особенности журналистского творчества.
  2. Как стать профессионалом. Настроенность на пульс времени, умение удивляться, умение быть всегда в рабочем состоянии. Способы овладения вышеуказанными умениями.
  3. Замысел – тема – факт.
  4. Создание концепции газетной статьи, очерка, корреспонденции, выход на тему.
  5. Сбор материала. Методы и техника сбора материала для статьи.
  6. Искусство беседы.
  7. Обработка материала.
  8. Процесс письма.
  9. Жизненные принципы журналиста.

Этика журналистского общения и творчества      

  1. Грани ответственности журналиста.
  2. Нравственные законы творчества.
  3. Служебная этика журналиста.
  4. Этические нормы сбора материала.
  5. Наедине с героем – условия общения.
  6. Этика ведения беседы.
  7. Этические нормы использования информации в журналистике.
  8. Гарантия достоверности в журналистике.
  9. Основные правила поведения журналиста на задании.

Работа над словом

  1. Нормированный и ненормированный язык.
  2. Выбор слова.
  3. Литературный штамп и борьба с ним.
  4. Ассоциация, образное мышление.
  5. Многозначность слова.
  6. Синонимы и антонимы.
  7. Эмоционально окрашенные слова.
  8. Фразеологические сочетания в газете.
  9. О тайнах слова «Душа слова».
  10. Обновление языкового фонда. Современный язык.
  11. Средства языковой выразительности. Обогащение и отбор – две постоянные тенденции в словаре писателя и журналиста.

Формы оценки  результативности:
Главным результатом является творческая работа.  По каждому жанру зачеты, публикации в  газете « СЭМ», другие публикации.
Форма подведения итогов –  участие в городских конкурсах юных журналистов участие в фестивалях юношеских СМИ, участие в научно- практических конференциях, которые ежегодно проводит факультет журналистики.
Ожидаемые результаты: 
- Расширение кругозора в различных областях (культура, образование, наука, техника и т.д.)
- Освоение  информационных и публицистических жанров;
- Овладение основными теоретическими знаниями в области электронных СМИ;
- Приобретение навыков практической работы (создание газеты, сценариев, работа в кадре, написание видеосюжета и т.д.);
-Овладение языковыми средствами и умение написать материал в соответствии  с современными требованиями дня: ярко, броско, остро, выразительно, динамично;
- Наличие творческих достижений (создание собственного сценария, авторского фильма и т.д.);
- Приобретение умений  находить актуальную тему для публикации и нужный источник информации;
- Проявление  активной позиции (участие в разработке детских и молодёжных программ на телевидении, проведение соцопросов в   учебных заведениях города на актуальные, общественно значимые темы);   
-Умение организовывать свою работу, а также руководить процессом подготовки материала для газеты;
 -Освоение современных информационных технологий.

Методическое обеспечение программы

Жанры письменных зачетных работ:

  1. Художественная интерпретация: пересказ с возможно полным соблюдением стилевых особенностей произведения; художественная «рекомендация» отсутствующих фрагментов текста; «продолжение» художественного текста; письменное обоснование своей исполнительской трактовки текста художественного чтения и др.; «письменная постановка» произведения; самостоятельное художественное произведение в стиле писателя-классика; воображаемая страничка из дневника писателя, из записной книжки; письмо автора; рассказ из жизни писателя и др.
  2.  
  3. Критико-публицистическая интерпретация: страница из дневника; письмо критики; речь на воображаемом диспуте; спор с писателем, диалог о классической книге; учительский совет товарищу; послание лектору; памфлет; слово о писателе; самостоятельная постановка проблемы по мотивам произведения; сравнительная оценка книг разного достоинства; рецензия; набросок статьи; комментарий критика; из записной книжки публициста; воображаемое интервью писателя; «сон» на литературную тему и др.
    • Литературоведческая интерпретация: предисловие и послесловие к воображаемому изданию художественного текста; попытка комментария к произведению; вопросы к литературоведу (с их обоснованием); сопоставление субъективных и объективных суждений о книге и ее авторе; набросок гипотезы; обоснование плана возможных исследований интересующей темы пересказ текста, точно воспроизводящий скрытую мысль автора; рекомендация авторского  суждения и произведений; спор с критиком, спор с литературоведом (предпочтение одной из точек зрения, поправки с опорой на художественный текст и др.); точное изложение мысли или концепции литературоведа; фрагмент из дневника исследователя; спор литературоведа с самим собой; обоснованное изложение своей трактовки со ссылкой на предшественников (цитирование, сноски с пересказом «чужих» мнений и комментарием к ним и т.д.) план воображаемой книги в писателе; рецензия на литературоведческую книгу, письмо литературоведу и др.

Образовательная программа

«Юный журналист»

  1. Пояснительная записка

Цель:  создание условий для продуктивной  творческой деятельности учащихся средствами журналистики.

 Задачи:

-расширить кругозор учащихся в различных областях: культуры, образования, науки, спорта;

- развивать социальную активность учащихся:

-развить умение учащихся работать в коллективе и организовать творческий процесс;

-развивать устойчивую мотивацию учащихся к самосовершенствованию
-обеспечить овладение учащимися необходимыми  знаниями в области журналистики.

Принципы организации образовательного процесса

  1. Процесс обучения должен быть не только интересен, но и увлекателен для детей. Для этого используются самые разнообразные формы обучения.
  2. Дети должны постоянно видеть результат своего труда, ощущать свои успехи. Поэтому очень важно обсудить на занятиях произведение каждого ребенка.
  3. Сам процесс обучения должен в корне отличаться от школьного. Полученные знания учащиеся не отдают обратно в качестве выученного урока, а тут же используют их в своей практической деятельности.
  4. В процессе обучения ребенок должен чувствовать, как повышается его компетентность. Ему дается возможность оценить работу других.
  5. Процесс обучения идет от простого к сложному, осваиваются новые, все более сложные технологии.
  6. Учащийся постоянно в творческом процессе – максимально использует свой творческий потенциал.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 академических часа. В первый год учащиеся осваивают простейшие информационные жанры – информационную заметку и хронику, зарисовку, интервью, репортаж. Параллельно изучают особенности языка каждого жанра, на практике осваивают методологию сбора материала, этику общения с людьми.
Осваивая материал в течение года, учащиеся в качестве зачета сдают свои материалы по каждому из названных жанров.
При зачете учитывается вся работа над материалом: умения собрать, а затем отобрать факты, работа над языком, композиционное построение и т.п.
В конце учебного года учащиеся, сдавшие все материалы по жанрам, допускаются к собеседованию по теоретическому материалу.
За второй год учащиеся осваивают аналитические и художественно-публицистические жанры – корреспонденцию, фельетон, очерк, публицистическую статью. Здесь следует оговориться, что работая с детьми над освоением вышеуказанных жанров, педагог не требует от учащихся больших по объему, глубоких аналитических материалов в силу объективных причин: отсутствия у детей достаточного жизненного опыта и в связи с этим неумение, неспособность к глубоким обобщениям.
Однако опыт показал, что дети способны хорошо усвоить теоретический материал и написать достаточно зрелые, эмоциональные, искренние, оригинальные, зачастую талантливые материалы в названных жанрах.
В качестве зачета в течение второго учебного года учащиеся сдают материалы по всем жанрам и оцениваются с точки зрения специфики жанра – выбор темы, выбор героя, своеобразие языка и т.д. Во втором году обучения особое внимание будет уделяться такому блоку, как журналистское мастерство.
Внимание детей будет направлено на умение ориентироваться в жизни общества, чувствовать время, умение улавливать малейшие веяния нового, видеть болевые точки.
Третий год обучения. Здесь особое место уделяется изучению принципов организации работы редакции, умению найти своего читателя, имидж для своей газеты, свой язык, на котором он будет разговаривать с читателем, свои журналистские приемы.
Итог обучения – дипломная работа. Она  заключается в том, что каждый из выпускников выпустит в свет один номер газеты «Поколение», редактором которой будет он сам.
Каждый из учащихся сдает экзамен по выбору журналистике  перед комиссией, куда входят преподаватели факультета журналистики КамГу им. В.Беринга, журналисты – практики, редакторы газет.
Программа составлена по принципу от простого к сложному.
1 год - информационные жанры, ориентирование на актуальность и  сбор материала, отбор, этические нормы и т.д.
2 год -.Публицистические жанры, анализ, худ выразительность и т. д.
3 год - Новые современные жанры, Овладение профессией редактора, организация выпуска газеты.
4 год - Овладение профессиональным мастерством репортера
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Основными формами организации  занятий являются :лекции и семинары, игры, экскурсии, просмотр видеоматериалов, посещение кинофильмов и театральных постановок, круглые столы.
Ожидаемые результаты:
- социальная активность учащихся ( участие в конкурсах, конференциях, мероприятиях краевого центра,  РФ)

-умение учащихся работать в коллективе и организовать творческий процесс;

-умение ориентироваться в жизни общества и быть в курсе ключевых событий, происходящих в мире;

расширить кругозор учащихся в различных областях: культуры, образования, науки, спорта;

- наличие  устойчивой мотивации учащихся к самосовершенствованию;
- овладение учащимися необходимыми теоретическими   знаниями  и практическими навыками журналиста

Организация образовательного процесса
1 год обучения
Задачи:

  1. помочь ребенку найти свое творческое «я»;
  2. воспитать умению себя вести, навыки деликатного подхода к людям, научить искусству общения;
  3. настроить на постоянный поиск фактов, событий, тем для творческой работы.

Пояснительная записка
В связи  с тем, что кружок начал свою работу с 9.11.2010, педагогом было сокращено количество часов, изначально рассчитанных на весь учебный год,  т.е. с 1.09. 2010.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

 

общее

теория

практика

1.Введение
2.Информация
3.Интервью
4.Зарисовка
5Репортаж
6.Корреспонденция
7.Фотожурналистика
8.Творческие итоги.

Всего часов

      4
28
32
22
30
35
15
2

170

2
4
8
4
8
9
4

2
24
24
18
24
26
11
2


Учебно-тематический план
1 год обучения (7 класс)
170 часов


№ п/п

Тема
(формулировка темы и ее подтем)

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего

 

Введение в курс

2

2

4

I.

Информация

 

 

28

2.

Газетный штамп и борьба с ним.

1

2

3

3.

Информация. Жанр заметки.

2

6

8

4.

Информация. Новость.

1

6

7

5.

Информация. Статья.

2

6

8

6.

Игра «Вездесущий репортер»

 

2

2

II

Интервью

 

 

32

1.

Основные особенности жанра интервью.

2

 

2

2.

Этика журналистского общения

2

 

2

3.

Подготовка новогоднего выпуска школьной газеты.

2

6

6

4.

Подготовка еженедельного приложения к газете.

2

8

10

5.

Подготовка номера, посвященного Дню семьи

 

12

12

III

Зарисовка

 

 

22

1.

Знакомство с новым художественно-публицистическим жанром

2

 

2

2.

Мир вокруг меня…(описание  урока, класса, случая из жизни и т.д.).

 

4

4

3.

Анализ созданных произведений.

 

2

2

4.

Прогулка по городу.

 

4

4

5.

Анализ созданных произведений. Отзывы о путешествии.

1

2

3

6.

Игра в приставочный рассказ без глаголов.

 

2

2

7.

Игра в зарисовки-загадки.

 

2

2

8.

Отбор работ для издания приложения к выпуску газеты. Итоги.

1

2

3

IV

Репортаж

 

 

30

1.

Особенности жанра «репортаж»

2

4

6

2.

Посещение школьного мероприятия.

 

2

2

3.

Работа над  собственным репортажем в группах.

 

4

4

4.

Обсуждение газетного или телевизионного репортажа с автором, профессиональным журналистом

2

4

6

5.

Посещение городского мероприятия (выставка, концерт, игра и т.д.) в малых группах.

 

2

2

6.

Создание собственного репортажа.

 

6

6

7.

Беседа «Газета-читатель».

1

1

2

8.

Беседа «Журналистское чувство времени».

1

1

2

IV

Корреспонденция

 

 

35

  1.  

Чувство времени   в профессии журналиста

1

1

2

  1.  

Что я вижу вокруг? На злобу дня.

 

2

2

  1.  

Замысел-тема-факт. Беседа.

1

2

3

  1.  

Обзор камчатской прессы.

1

2

3

  1.  

Презентация наиболее понравившегося издания и творческой работы.

1

2

5

  1.  

Композиция статьи.

1

4

5

  1.  

Композиционное построение издания.

2

 

2

  1.  

В творческой мастерской опытного журналиста.

 

3

3

  1.  

Язык и стиль издания.

2

2

4

  1.  

Подготовка собственного издания. Работа над композицией.

 

6

6

V

Фотожурналистика

 

 

15

1.

Особенности фотожурналистики.

1

 

1

2.

Фотоотчет и фоторепортаж.

1

4

5

3.

Фотозарисовка и фотоочерк.

1

4

5

4.

Фотоколлаж.

1

3

4

VI

Творческие итоги.

 

 

2

1.

Портфолио юного журналиста.

 

2

 

 

Итого часов

 

 

170


Содержание
1.Введение
Профессия журналиста
Литературный и газетный штамп и борьба с ним
Фантазии, ассоциации образная речь
2. Информация
Язык информационной заметки. Встреча в редакции газеты.  Этика журналистского общения. Игра «вездесущий репортер»
3. Интервью
Искусство общения. Этика поведения журналиста на интервью. Искусство беседы.
Встреча с журналистом-практиком. Встреча в клубе с интересным собеседником
Разбор написанных материалов.
4. .Зарисовка
Прогулка по городу или по осеннему лесу. Образная речь (язык зарисовки).
Игры (игра в приставочный  рассказ без глаголов и др.)

5. Репортаж
Посещение какого-либо мероприятия (выставка, концерта, праздника, игры). Обсуждение газетного или телевизионного репортажа с автором, профессиональным журналистом. Беседа «Газета-читатель». Беседа «Журналистское чувство времени».
6.Корреспонденция
«Замысел-тема-факт (беседа). Сбор материала для корреспонденции.
Индивидуальные занятия. Беседа о композиции.
7.Фотожурналистика
Бесед об особенностях фотожурналистики. Знакомство с различными жанрами фотожурналистики: фотоотчет, фоторепортаж, фотозарисовка, фотоочерк, фотоколлаж. Создание собственных творческих работ на выбранную тему и в наиболее интересном фото жанре.

  Особенности 1 года обучения
Прежде чем непосредственно перейти к изучению жанров газетных материалов, педагог в течение первого месяца занятий проводит подготовительную работу, как бы «разогревая» учащихся, настраивая их рабочий инструмент – мозг, высвобождая скованный школьными дисциплинами природный дар.
Прежде всего следует привить учащимся мысль о том, что не стоит повторять того, что было уже когда-то сделано. Только его «я», только индивидуальность, только ему одному присущий стиль.
Для этого проводится занятие «Литературный штамп и борьба с ним». Дается понятие о том, что же такое литературный штамп, приводятся примеры из газет и дается задание ребятам найти самим газетные штампы. Затем проводится игра, где дети как бы подвергают штамп осмеянию. После этого можно считать, что цель достигнута – как только в голову ученика приходит готовая трафаретная фраза, срабатывает стоп-сигнал – это нельзя!
Для того, чтобы с самого начала дети не привыкали к сухому газетному стилю, несколько занятий проводятся по овладению образным мышлением. Дается понятие об ассоциативном мышлении, о поэтическом образе и т.д.
Следующий этап – развитие фантазии. Используя методику писателя Джанни Родари, которую он описал в книге «Грамматика фантазии», но немного усложняя его соответственно возрасту учащихся, педагог постепенно приучает детей в своих произведениях уходить за рамки привычного, раскрепощать свою фантазию.
Подготовив, таким образом, учащихся, можно переходить непосредственно к журналистским жанрам.
Прежде всего, ребят знакомят с образцом изучаемого жанра, взятым из свежего номера газеты. (Никогда не следует давать устаревшие материалы). После этого диктуется теоретический материал, чтобы дети могли четко записать все формулировки, и затем эти формулировки подробнейшим образом разъясняются, приводятся примеры из живой журналистской практики педагога.
Самый первый изучаемый жанр – информационная заметка. Детям дается задание написать информацию о каком-то событии в школе, дома, на улице. Следующий шаг – информационная заметка пишется по заданию, когда ученик знает адрес, куда пойти и событие, которое состоится.
Работу над информацией венчает игра-соревнование «Вездесущий репортер», когда ребята отправляются на задание в поисках интересной информации, имеют определенный отрезок времени, чтобы такую информацию найти и написать заметку.
Даже тогда, когда учащиеся переходят к изучению другого жанра, за ними остается право (а может быть и обязанность) приносить на занятия информационные заметки о событиях в школе. То же самое и с другими жанрами. В течение всего года ребятам приходится возвращаться к уже пройденным жанрам. Это закрепляет их теоретические знания, и в то же время, они нарабатывают опыт.
Для освоения темы «зарисовка» неплохо отправиться с учащимися в лес, или в парк, или пройтись по красивым уголкам нашего города. Зарисовку лучше писать с натуры. Этот жанр помогает освоить очень важный момент мастерства – описание детали.
Умению образно писать детали ребята учатся и непосредственно на занятиях, описывая обстановку в клубе, люстру, камин и пр.
После этого ребятам можно предложить написать зарисовку, например, с интересного урока или со школьной перемены.
Практика показала, что первое задание должно строиться на знакомом материале. Это – семья, школа, двор, домашние животные. Тогда зарисовки получаются живыми, очень человечными, с настроением. Тогда находятся точные слова, исчезает «казенщина», которой так грешат дети, если им приходится писать на «взрослые» темы.
Тема «интервью» начинается с теоретического материала. За ним сразу следует игра. Группа делится на две равные команды, садятся на две разные стороны стола и начинается интервью. Любой член одной команды может задавать любому члену другой команды один вопрос, причем вопрос должен быть интересным, неожиданным, нельзя задавать вопросы, ответы на которые и так известны. За каждый интересный вопрос ставится оценка. Выигрывает команда, задавшая большее количество интересных, оригинальных, острых, злободневных вопросов.
Следующее задание – взять интервью у знакомого человека -  учительницы, товарища по классу, мамы, папы, бабушки или дедушки. С этого момента начинается большой и серьезный разговор об этике журналистского поведения, о тонкостях человеческого общения, об умении расположить к себе собеседника, начать разговор, разговорить собеседника. Беседы об этике и психологии общения журналиста с героями произведений продолжаются в течение всех лет учебы в школе журналистики.
Во время прохождения темы «интервью» неплохо организовать встречи учащихся с интересными, яркими людьми. Это могут быть и ученые, артисты, музыканты, писатели или коллеги – журналисты.
Следует обратить особое внимание на то, что на каждом занятии помимо теоретического материала, обсуждения произведений учащихся, необходимо давать задания для оттачивания журналистского пера, для работы над словом – ребята могут писать стихи, частушки, сказки, различные фантазии, чтобы со временем это стало бы для них привычкой, как у Ю.Олеши – «Ни дня без строчки».
Заканчивается тема «интервью» сдачей беседы, выполненной по заданию педагога. Кроме того, в течение учебного года каждый учащийся получит возможность участвовать в радиопередачах «Заячий остров» в программе «А что у вас?», где вся передача идет в форме беседы.
Начиная новую тему – «репортаж», следует на одном или двух занятиях вернуться к уже пройденным жанрам, так как репортаж объединяет в себе различные информационные жанры – он может включать информационную заметку, зарисовку, интервью. Следует также предложить ребятам посмотреть по телевиденью несколько информационных передач, которые сделаны в форме репортажа (газетные репортажи в классическом своем варианте в газетах присутствуют крайне редко). Следует обсудить просмотренные по телевидению репортажи, чтобы затем предметно поговорить о специфике жанра. После этого ребята могут записать в тетрадки теоретический материал.
На первый репортаж хорошо ходить всем вместе. Можно побывать на выставке, на каком-то событии во Дворце творчества юных, на встрече с какой-нибудь знаменитостью. Непременное условие – ребятам там должно быть интересно. Предлагая после этого написать всем репортаж на данную тему, можно при обсуждении еще раз четко определить особенности жанра.
Следующий репортаж ребята должны написать самостоятельно, сами должны найти тему, место, событие, рассказ о котором был бы интересен читателям. Проходя тему «репортаж», можно провести одну, две беседы на тему «газета-читатель». Кому должен быть адресован материал, как откликнется на него читатель? Здесь же можно завести очень важный разговор о причинах популярности и непопулярности газеты, о том, какими путями завоевывается популярность, предостеречь детей от работы на потребу низменному вкусу в погоне за популярностью.
В качестве зачета учащиеся сдают репортажи, сделанные по заказу педагога. Когда учащиеся проходят тему «репортаж», следует особенно много работать над языком, давать различные этюды на наблюдательность, умение точно передать обстановку, детали, настроение, в котором происходит то или иное событие. Это умение очень важно в работе будущего репортера.
Предваряя разговор о корреспонденции, следует провести одну-две беседы о «чувстве времени», так необходимом журналисту. Умение увидеть самые острые, самые злободневные, самые болевые точки в жизни общества – непременное качество журналиста. Ему необходимо уметь улавливать ростки нового. Если они со знаком «плюс» – то всячески их пропагандировать, если со знаком «минус» - бить тревогу. Затем с каждым из ребят стоит побеседовать о том, что волнует именно его, какая тема ему более близка. Только после этого стоит начинать разговор о корреспонденции.
После того, как дан теоретический материал, снова стоит поговорить индивидуально с каждым из учащихся, подробно разобрать избранную ими тему, определить адреса, где нужно будет искать необходимый материал, найти людей, с которыми следует побеседовать. Далее определяется концепция будущей корреспонденции и начинается работа над ней. В течение всего процесса работа учащихся над корреспонденцией, педагог следит за ходом работы, направляет, подсказывает. Если тема явно не идет, ее необходимо сменить. Ребята приносят на занятия свои задумки, план будущей корреспонденции, вместе с педагогом определяют главную мысль, ведущую идею будущего материала, затем идет сбор материала и работа над текстом.
Собранные факты также обсуждаются с педагогом, отбираются те, которые лучше работают на тему, вместе с педагогом учащиеся ищут, как композиционно построить материал. Неплохо организовать встречу ребят с опытным журналистом, который бы раскрыл им секреты своей творческой лаборатории.
В ходе работы над корреспонденцией необходимо отдельные занятия посвящать таки темам, как выбор концепции, отбор факта, композиционное построение, язык, стиль и т.д.
2 год обучения
Задачи:

  1. Научить оценивать и анализировать увиденное и услышанное, составлять собственное мнение о происходящих событиях, чувствовать оттенки – комическое, трагическое, драматическое, находить для воплощения своего замысла соответствующую форму изложения;
  2. Погрузить учащихся в мир искусства, помочь им не только эмоционально воспринимать художественные произведения, но и понимать язык, стиль, тонкости мастерства того или иного художника, режиссера, музыканта…

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

 

Практика

1.Введение
2.Методы журнального творчества
3.Рецензия
4.Сатирические жанры:
5.Очерк
6.Индивидуальная работа с учащимися
Всего часов

4

40
55
38
34
44

215

2

15
15
8
4
-

 

 

2

25
40
30
30
44

 

Содержание
1.Введение
2.Методы журнального творчества
Эффективность журналистского. слова (беседа).Единство формы и содержания. Формирование общего мнения. Методология творческого процесса
3. Рецензия
Беседа специалиста об искусстве кино. Беседа о мастерстве живописца. Беседа театроведа.
Посещение спектаклей, выставок, кинофильмов
4.Сатирические жанры:
Встреча с сатириком. Поиски формы в сатирических жанрах
Язык фельетона.
5. Очерк
Виды очерка. Встреча с профессиональным журналистом очеркистом. Встреча с одним из героев очерков.
Работа над языком  очерка
6.Индивидуальная работа с учащимися

Особенности 2 года обучения
В сентябре ребята приходят в клуб отдохнувшие, полные впечатлений. После лета необходимо дать им возможность высказаться. Поэтому на первом же занятии можно дать им возможность написать рассказ о каком-то интересном летнем случае, может быть какую-то веселую историю.
С этого начинается работа над сатирическими жанрами – сатирической заметкой и фельетоном. Не каждый человек обладает сатирическим видением, не у каждого есть элементарное чувство юмора. Здесь нужен особый природный дар. Но можно научить детей чувствовать смешную ситуацию, видеть вокруг себя вещи, достойные осмеяния, критического пера. Можно научить разнообразным приемам, которыми пользуются сатирики.
Начинаем с разбора смешных историй. Почему, когда рассказываешь ребятам свою историю – смешно, а когда напишешь ее на бумаге, получается совсем не смешно? Пытаемся разобраться. На помощь приходят классики – Марк Твен, Михаил Зощенко, О.Генри, Аверченко, современные сатирики. Разбираемся, почему там смешно. Каким приемом остроумия пользуется автор. Говорим о богатых средствах языка. Пытаемся писать смешное, например, частушки. Жанр, на первый взгляд нехитрый, но требует собственного настроя и практики. С пятого, шестого раза начинает получаться.
Пробуем сами сочинять афоризмы. Затем получают задание найти в окружающей себя жизни моменты, требующие критического пера, и  написать сатирическую заметку.
После этого можно переходить к теоретическому материалу по теме – фельетон. Одна из бесед должна быть обязательно посвящена психологии журналистского  творчества, умению журналиста видеть то, что скрыто для многих.
Такие беседы будут повторяться в течение всех лет обучения. Дальше идет выбор темы для фельетона и работа над самим фельетоном. Справляются с этим трудным жанром не все. У многих не смешно. И тем не менее цель достигнута – ребята научились улавливать в жизни моменты, достойные критики, пользоваться приемами сатирических жанров, находить интересную форму для своих фельетонов. Теперь дело за практикой.
Когда работа над фельетоном закончена и сданы зачетные задания, начинается работа над очерком. На занятиях речь идет обо всех видах очерков, но в качестве зачетного дети датют портретный очерк. Дело в том, что работа над таким очерком дает ребятам много новых навыков. Они учатся ближе присматриваться к людям, начинают понимать их боли и заботы, а это необходимо журналисту в любом жанре, ведь в центре даже маленькой информационной заметки – человек. Начинаем с маленького урока человековедения. Из чего складывается тот или иной тип человека. – говорим о характере, судьбе, отношениях с окружающими людьми, об индивидуальных, неповторимых чертах того или иного человека. Начинаются практические занятия. Сначала – как игра. Ребята сидят друг против друга и пытаются написать словестный портрет товарища. На первый раз получается что-то бесцветное, схематичное. Разбираем – почему. Надо внимательнее вглядеться, увидеть человека поближе, увидеть внешние черты вкупе с чертами характера. Дети получают задание – написать дома портрет любого близкого человека. Второй раз – получается лучше. Дальше – речевая характеристика, игра – телефонный разговор с характерными оборотами и словечками участвующих в разговоре. Предлагаем ребятам записывать в свою записную книжку интересные разговоры, характерные выражения. Итак, мы научились видеть человека вблизи. Можно переходить к маленьким очерковым зарисовкам, ну, например, своих учителей или товарищей по классу. После этого – теоретический материал по теме – очерк. В процессе работы над очерком стоит пригласить на встречу с ребятами яркого, интересного человека. Это нужно для того, чтобы, выбирая героя для своего очерка, ребята искали людей неординарных, чтобы не тратили время н изображение ничтожных характеров (выражение Ю.Бондарева).
Начинается работа собственно над очерком. Проводятся индивидуальные беседы с каждым из учащихся поводу выбранного ими героя, начинается композиционное построение. В течение всего времени, когда идет сбор материала, продолжается индивидуальные беседы с ребятами. Когда портретный очерк сдан, можно обсудить с ребятами тему другого вида очерка, а на летние каникулы предложить написать путевой очерк.
Следующая тема второго года обучения – рецензия. В нашем случае это стоило бы назвать зрительским или читательским отзывом. Дело в том, что в последние годы рецензии для газет пишут профессионалы в том или ином виде искусства. Но поскольку наша задача – подготовить репортеров, которые приносили бы в газету свежие новости, то они должны уметь написать первый отзыв на премьеру, на открывшуюся выставку.
Перед началом работы над рецензией, стоит пригласить на встречу с ребятами искусствоведов, театроведов, киноведов. В своей беседе они должны научить ребят умению видеть произведение искусства. Они должны познакомить ребят с тем, на что стоит особенно обратить внимание, научить необходимой терминологии.
Можно провести игру – твой любимый фильм, где каждый из ребят должен попробовать растолковать, чем привлекателен его любимый фильм, какой момент в нем самый яркий.
Обычно, в первый раз ребята припоминают только сюжет. Тогда стоит всем вместе сходить на хороший фильм и обсудить его на занятиях, также можно сходить и на спектакль, и на выставку.
Каждый раз необходимо попросить ребят написать свое мнение. После этого – теоретический материал по теме – рецензия. Теперь каждый из ребят выбирает для рецензии произведение искусства и пишет самостоятельно. В качестве зачета они сдают рецензию или зрительский отзыв на фильм, спектакль, а может быть даже на книжку. На помощь ребятам в работе над рецензией приходят книги Станиславского, Г. Козинцева, Л.Ромма, Ф.Филлини и др.
Над каждым из жанров, изучаемых на второй год обучения, ребята работают долго и кропотливо. Сбор материала, его отбор и осмысление требует много времени. В процессе работы над изучаемыми жанрами ведутся беседы о мастерстве журналиста, много времени уделяется работе над языком. На каждом занятии ребятам даются либо этюды, либо игры для оттачивания журналистского пера. Беседы об этике и психологии журналистского общения проводятся при работе над каждым очередным жанром журналистики.
3 год обучения
Задачи:

  1. научить детей видеть мир во всем его многообразии, сложностях и противоречиях;
  2. выработать свой взгляд на вещи и умение защищать свои убеждения посредством слова;
  3. приучить к ответственности за каждую написанную строчку.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

 

1.Введение.
2.Планирование газеты
3.Жизненные принципы журналиста
4.Организация работы редакции газеты
5Жанровое разнообразие в газете
6Заключительная работа над номером газеты
7Защита диплома
Всего часов

 

 

 

 

 

215

 

 

Содержание
1.Введение
Какой должна быть наша газета
2.Планирование газеты
Индивид. работа с кружковцами над номером газеты
3.Жизненные принципы журналиста (беседа)
Служебная этика, грани ответственности журналиста, этические нормы использования информации
4.Организация работы редакции газеты
Редакционный аппарат. Редактор газеты, его обязанности. Секретариат в газете.Макетирование.
Экскурсия в типографию. Подготовка рукописи к набору. Индивидуальная работа с авторами заметок
5.  Жанровое разнообразие в газете
Газета и читатель. Как завоевать читателя. Публицистические жанры в газете.
Позиция автора в публицистике (беседа с журналистом).Публицистика и художественная проза.
6 Заключительная работа над номером газеты
7 Защита диплома
Особенности 3 года обучения
Начиная третий год обучения, педагог прежде всего знакомит учащихся со структурой газетной (или любой другой) редакции. Естественно, в этот момент необходимо организовывать встречу в одной из петербургских газет.
В разговоре о том, как строится работа редакции газеты, сразу возникает тема концепции газеты, ее лица, имидж газеты, кому адресована и так далее. Как будущий редактор газеты каждый из учащихся в самом начале учебного года должен решить в общих чертах, какой будет его газета, для кого она интересна, на какой возраст, какой уровень и так далее.
.
Итак, учащиеся знакомятся со структурой редакции, с основой организации работы газеты и уже могут приступать к делу. С чего начинается номер газеты? На этот вопрос должен ответить журналист-практик. Встречу с ним необходимо организовать до начала работы над своим номером газеты.
Прежде всего, каждый составляет себе план газеты, определяем ударные первополосные темы. Через три-четыре занятия контуры будущей газеты вырисовываются вполне четко. Конечно, в процессе работы многое будет меняться, но костяк уже есть. Теперь надо найти авторов, которые осуществили бы замысел редакторов. Авторы находятся среди учащихся 1 и 2 года обучения. Редактор раздает темы, выясняет у ребят, не хочет кто-либо предложить что-то свое, определяет сроки и с этого момента все нити держит в своих руках. Он следит, чтобы авторы не запаздывали с написанием материала, он определяет, какие клише понадобятся для данного номера, в его голове понемногу вырисовывается и макет газеты. Но пока нет на руках всего необходимого материала, макет не стоит переносить на бумагу.
А тем временем проходят занятия по макетированию, верстке газеты и теперь будущий редактор может представить, как может выглядеть материал на страницах его газеты. Экскурсия в типографию даст ему представление обо всем процессе работы над номером газеты.
Тем не менее, все это время не прекращается работа над изучением публицистических жанров: публицистической заметки, публицистического очерка. Идет поиск темы, ее разработка, работа над языком. Начиная работу над публицистическими жанрами, очень хорошо познакомить ребят с теоретическими положениями художественной прозы, так как публицистический очерк по языку близок к рассказу и другим малым художественным формам.

На третий год обучения учащиеся знакомятся с новыми современными жанрами, которые появились в Российской прессе в перестроечный период и во многом отражают те глобальные изменения, которые прошли в стране за последние десять-пятнадцать лет:
Комментарий – происходящие в стране события требуют осмысления, разъяснения. Поскольку появилась гласность, появился и комментарий, который профессионально, со знанием дела дает оценку тому или иному событию.. Детям предлагается прокомментировать те события и явления в их жизни, которые они хорошо знают, имеют к ним прямое отношение и заинтересованы в результатах.
Мониторинг, рейтинг – рейтинги заполонили экран телевизора и страницы газет. Поп-звезды перемещаются в таблицах с одного места на другое со скоростью курьерского поезда. Ребята внимательно следят за всеми рейтингами, касаемыми  современной музыки. Но почему бы не составить рейтинг любимых мультиков?                                                                                  Или…
Эксперимент – жанр, который раньше был одной из разновидностью репортажа и назвался так: Журналист меняет профессию. Ребятам предлагается побывать в шкуре  другого человека,  И вот они становятся уличными музыкантами, учителями и т. д. Эта игра очень увлекает юных журналистов и материалы этого жанра обычно особенно живые и правдивые.

4 год обучения

Задачи

  1. развивать способность свободного общения с  разными людьми, независимо от возраста и социального положения,
  2. научить находить актуальные  темы, ориентируясь на интересы читателя,
  3. познакомиться с профессиональной деятельностью журналиста в средствах массовой информации.

Учебно-тематический план

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1.Введение                             
2.Роль новости в прессе
3. Компоненты информации
4. Этика журналистского общения
5. Особенности работы репортера в газете, на радио, на телевидении
6 Практика учащихся в средствах массовой информации
7.Выпускной вечер
Всего часов

 

 

 

 

 

215

 

 

Содержание

Введение                              
2.Роль новости в прессе
Где искать новость. Какие новости особенно интересны публике. Выбор репортера.
Критерии качества. Чтение и обсуждение и написанных материалов. Выпуск газеты «Поколение».
3. Компоненты информации
Профессиональное общение. Ролевой репортаж.Чтение и обсуждение написанных материалов.
Работа над выпуском газеты «Поколение».
4. Этика журналистского общения
Экспромт в работе репортера. Тактика и стратегия. Обработка материала Процесс письма.
Чтение и обсуждение материалов. Работа над выпуском газеты «Поколение».
5.Особенности работы репортера в газете, на радио, на телевидении
Правовые аспекты в работе репортера. Сенсация или «утка».Психологические аспекты в работе репортера. Чтение и обсуждение написанных материалов.
Выпуск газеты «Поколение»
6.Практика учащихся в средствах массовой информации
Экскурсия в редакции
Экскурсия в краевую библиотеку
Экскурсия на телевидение
7.Выпускной вечер
Особенности 4 года обучения
Пройдя трехлетний курс обучения  в Школе журналистики, выпускник получает необходимые знания и навыки, дающие ему право  получить сертификат, где четко определено, в каких рамках он способен  работать в СМИ. Это – работа репортера в рамках информационных жанров.
Однако  учащиеся, кто поступил в школу журналистики восьмиклассником, занимаются еще и четвертый год. Для них составлена  программа    по совершенствованию мастерства репортера
Каждый раздел этой программы завершается  практической творческой работой выпускника. Что же такое – профессиональное мастерство репортера?  Репортер чаще всего несет в газету новость. Умение отыскать,  увидеть и услышать эту новость- главное в работе репортера. Как подать новость в газете, как отобрать из множества фактов главные, как общаться с героями заметок, какие сложные ситуации могут возникнуть в работе над новостью и  так далее. .Много внимания будет уделяться этике журналиста.
В газете «Поколение» существует постоянная информационная рубрика «Гонка по жизни». Задача учащихся четвертого года обучения – заполнять эту рубрику качественным  профессиональным материалом.
Не прекращается связь Школы журналистики с  детской редакцией «Радио России» и другими радиостанциями.  Работа на эти радиостанции – отличная практика для учащихся.
Каждый выпускник, то есть одиннадцатиклассник обязательно побывает в роли редактора газеты «Поколение». 

 

 

 

Список литературы

  1. Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000
  2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 2009.
  3. Бухарцев В. Вопросы профессиональной этики. – Свердловск, 2001.
  4. Буш Г. Современные проблемы теории творчества. – М., 2002.
  5. Войскунский А. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. – М., 2000.
  6. Галин А. Личность и творчество. – Новосибирск, 2000.
  7. Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 2009.
  8. Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. – М., 2004.
  9. Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. – М., 2008.
  10. Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
  11. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000
  12. Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.
  13. Новиков Л.А. Искусство слова.? М., 2000
  14. Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. – М., 1993.
  15. Прохоров Е. Искусство публициста. – М., 2004.
  16. Пономарев Я. Интуиция, логика, творчество. – М.,1987.
  17. Родари Дж. Грамматика фантазии.? М., 2005.
  18. Снелл Фрэнк. Искусство делового общения. – М., 2000.
  19. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. – М., 2008.
  20. Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.
  21. Уолтерс Б. Лицо принца было непроницаемо. Журналист, 1992, №8.
  22. Ученова В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов. – М., 1976.
  23. Шостак М. Журналистика новостей. – Журналист, 1997, №9.
  24. Шостак М. Картинки репортера. – Журналист, 1997, №10.
  25. Шостак М. Интервью. – Журналист, 1997, №11.
  26. Шостак М. Диалог и полемика. – Журналист, 1998, №2.
  27. Шостак М. Сочиняем заголовок. – Журналист, 1998, №3.
  28. Шостак М. Роли и маски журналиста. – Журналист, 1998, №№11–12.
  29. Шостак М. Журналист и его произведение. – М., 1998.
  30. Шостак М. Жанры газеты. – М., 1999 (ч. I), 2000 (ч. II).
  31. Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать... – М., 2008.
  32. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам. – М., 2008.
  33. Эстетическое воспитание школьников/ Под общ. редакцией А.И. Буркова, Б.Т. Лихачева, М., Педагогика, 1974.

Электронные ресурсы:
evartist.narod.ru
journs. ru
journalism.narod.ru
knowed.ru
old.journalist-virt.ru