Приложение № 14
Начальное общее образование


         На третьем этапе эксперимента в  2012-2013 учебном году, по результатам диагностики на выявление способных детей и склонные к  одарённости среди обучающихся четвёртых и первых классов, анализу были подвергнуты материалы психологического исследования четырёх групп учащихся.
1 группа (114 человек – обучающиеся четвёртых классов) – экспериментальная группа (группа А).
2 группа (80 человек – обучающиеся четвёртых классов) – контрольная группа (группа Б).
3 группа (40 человек – обучающиеся первых классов) –  экспериментальная группа (группа А1).
4 группа (101человек – обучающиеся первых классов) – контрольная группа (группа Б1).
Для исследования интеллектуальных способностей обучающихся использовалась
Для диагностики специальных способностей обучающихся четвёртых классов взяты следующие методики:

  1. Математика:

а) Амтхауэр 6 (абстрактное мышление);
б) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
в) Равен D (комбинаторное визуальное мышление);
г) Равен C (динамическое визуальное мышление).

  1. Естественные науки:

а) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
б) Равен C (динамическое визуальное мышление);
в) Амтхауэр 4 (понятийная категоризация);
г) Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление).

  1. Гуманитарные науки:

а) Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление);
б) Кеттелл I (эстетическое развитие).

  1. Лингвистика:

а) Амтхауэр 4 (понятийная категоризация);
б) Амтхауэр 9 (логическая оперативная память);
в) Амтхауэр 6 (абстрактное мышление);
г) Кеттелл H (коммуникативная активность).

  1. Техника:

а) Амтхауэр 8 (пространственное мышление);
б) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
в) Равен D (комбинаторное визуальное мышление);
г) Равен C (динамическое визуальное мышление);
д) Амтхауэр 7 (образный синтез).

Для диагностики умственного развития и творческих способностей обучающихся первых классов взяты следующие методики:
1. Уровень умственного развития младших школьников (автор:
Э.Ф. Замбацявичене):
а) 1-ый субтест: умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных; выявление осведомлённости.
б) 2-ой субтест: умение классифицировать; способность к обобщению и  выделению существенных признаков предметов или явлений.
в) 3-ий субтест: умозаключение по аналогии; умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
г) 4-ый сутест: умение обобщать.
2). Наглядно – образное мышление: «Прогрессивные матрицы» (автор: Равенн).
3) Краткий тест креативности: фигурная форма «Закончи рисунок» (автор: Торренс).

Сравнительный анализ проводился по показателям средних значений и средних отклонений выше перечисленных методик.
Показатели отклонения от среднего, важная математическая величина для анализа экспериментальных результатов. Как известно, сильные и слабые учащиеся есть в каждой группе А и Б, А1 и Б1. Показатель отклонения от среднего значения обозначает диапазон отклонения результатов в группе в сторону увеличения или уменьшения  от среднего показателя. Чем меньше показатель отклонения от среднего, тем ближе результаты  группы к  среднему показателю, тем меньше разрыв между максимальными и минимальными результатами учащихся по методике.

Справка

педагога – психолога начальной школы Шубенко Н.Д.

На первом этапе эксперимента в 2010-2011 учебном году была выбрана экспериментальная группа. В начальной школе ею стала параллель вторых классов. В 2012-2013 учебном году в первый класс пришли воспитанники нашего детского сада, которые входили в экспериментальную группу.
Ежегодно, при переходе экспериментальной группы в следующий класс, для сравнительного анализа будут взяты результаты контрольной группы, полученные при диагностике учащихся начальной школы на первом этапе эксперимента в этой же возрастной параллели.
         На третьем этапе эксперимента в  2012-2013 учебном году, по результатам диагностики на выявление способных детей и с явными признаками одарённости среди учащихся четвёртых и первых классов, анализу были подвергнуты материалы психологического исследования четырёх групп учащихся.
1 группа (114 человек – обучающиеся четвёртых классов) – экспериментальная группа (группа А).
2 группа (80 человек – обучающиеся четвёртых классов) – контрольная группа (группа Б).
         3 группа (40 человек – обучающиеся первых классов) –  экспериментальная группа (группа А1).
         4 группа (101человек – обучающиеся первых классов) – контрольная группа (группа Б1).

Таблица № 1

Распределение обучающихся четвёртых классов по группам

Класс

Группа А
(экспериментальная)
человек

Группа Б
(контрольная)
человек

4-а

22

18

4-б

25

21

4-б1

19

17

4-в

23

24

4-в1

25

-

Всего:

114

80

        
Распределение обучающихся первых классов по группам

Класс

Группа А1
(экспериментальная)
человек

Группа Б1
(контрольная)
человек

1-а

1

24

1-б

13

25

1-б1

10

25

1-в

16

27

Всего:

40

101

Для исследования интеллектуальных способностей учащихся использовалась методика Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах».
Для диагностики специальных способностей обучающихся взяты следующие методики:

  1. Математика:

а) Амтхауэр 6 (абстрактное мышление);
б) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
в) Равен D (комбинаторное визуальное мышление);
г) Равен C (динамическое визуальное мышление).

  1. Естественные науки:

а) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
б) Равен C (динамическое визуальное мышление);
в) Амтхауэр 4 (понятийная категоризация);
г) Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление).

  1. Гуманитарные науки:

а) Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление);
б) Кеттелл I (эстетическое развитие).

  1. Лингвистика:

а) Амтхауэр 4 (понятийная категоризация);
б) Амтхауэр 9 (логическая оперативная память);
в) Амтхауэр 6 (абстрактное мышление);
г) Кеттелл H (коммуникативная активность).

  1. Техника:

а) Амтхауэр 8 (пространственное мышление);
б) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
в) Равен D (комбинаторное визуальное мышление);
г) Равен C (динамическое визуальное мышление);
д) Амтхауэр 7 (образный синтез).     

Для диагностики умственного развития и творческих способностей обучающихся первых классов взяты следующие методики:
1. Уровень умственного развития младших школьников (автор:
Э.Ф. Замбацявичене):
а) 1-ый субтест: умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных; выявление осведомлённости.
б) 2-ой субтест: умение классифицировать; способность к обобщению и  выделению существенных признаков предметов или явлений.
в) 3-ий субтест: умозаключение по аналогии; умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
г) 4-ый сутест: умение обобщать.
2). Наглядно – образное мышление: «Прогрессивные матрицы» (автор: Равенн).
3) Краткий тест креативности: фигурная форма «Закончи рисунок» (автор: Торренс).

Сравнительный анализ проводился по показателям средних значений и средних отклонений выше перечисленных методик.
Показатели отклонения от среднего, важная математическая величина для анализа экспериментальных результатов. Как известно, сильные и слабые учащиеся есть в каждой группе А и Б, А1 и Б1. Показатель отклонения от среднего значения обозначает диапазон отклонения результатов в группе в сторону увеличения или уменьшения  от среднего показателя. Чем меньше показатель отклонения от среднего, тем ближе результаты  группы к  среднему показателю, тем меньше разрыв между максимальными и минимальными результатами учащихся по методике.

Анализ показал (таблицы № 2-7; приложения № 1 (диаграммы № 1-5)), что группа А  (экспериментальная), занимает лидирующую позицию по всем показателям средних значений , чем группа Б (контрольная).
В  группе А  (экспериментальной) лучшие результаты по следующим познавательным процессам: интуитивное понятийное мышление, понятийное логическое мышление, понятийная  категоризация, абстрактное мышление, образный синтез, пространственного мышления, логической оперативной памяти, комбинаторного визуального мышления и динамического визуального мышления; а также показатели личностного опросника: эстетическое развитие и коммуникативная активность.

Таблица № 2

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп у обучающихся четвёртых классов

Методики

Группа А
Экспериментальная

Группа Б
Контрольная

1

Амтхауэр (2)

7,38

6,26

2

Амтхауэр (3)

7,49

6,65

3

Амтхауэр (4)

5,18

3,7

4

Амтхауэр (6)

8,64

7,61

5

Амтхауэр (7)

8,79

8,59

6

Амтхауэр (8)

9,17

8,65

7

Амтхауэр (9)

12,5

12,4

8

Равен (D)

8,03

7,55

9

Равен (C)

8,44

7,51

10

Кеттелл (I)

3,39

2,88

11

Кеттелл (H)

3,5

2,61

 

Таблица № 3    

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике математических способностей
у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Абстрактное мышление   Амтхауэр 6

Понятийное логическое мышление  Амтхауэр 3

Комбинаторное визуальное мышление         Равен D

Динамическое визуальное мышление           Равен С

Экспериментальная группа

8,64

7,49

8,03

8,44

Контрольной группа

7,61

6,65

7,55

7,51

Таблица № 4

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике способностей к естественным наукам у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Понятийное логическое мышление  Амтхауэр 3

Динамическое визуальное мышление           Равен С

Понятийная категоризация     Амтхауэр 4

Интуитивное понятийное мышление       Амтхауэр 2

Экспериментальная группа

7,49

8,44

5,18

7,38

Контрольная группа

6,65

7,51

3,7

6,26

 

Таблица № 5

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике способностей к гуманитарным наукам у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Интуитивное понятийное мышление       Амтхауэр 2

Эстетическое развитие   (Показатель I личностного опросника Кетелла)

Экспериментальная группа

7,38

3,39

Контрольная группа

6,26

2,88

 

Таблица № 6

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике способностей к лингвистическим наукам у обучающихся четвёртых классов

                                                                                                       

 

Группы

Понятийная категоризация    Амтхауэр 4

Логическая оперативная память          Амтхауэр 9

Абстрактное мышление   Амтхауэр 6

Коммуникативная активность   (Показатель H личностного опросника Кетелла)

Экспериментальная группа

5,18

12,5

8,64

3,5

Контрольная группа

3,7

12,4

7,61

2,61

 

Таблица № 7

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике технических способностей
у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Пространственное мышление    Амтхауэр 8

Понятийное логическое мышление  Амтхауэр 3

Комбинаторное визуальное мышление         Равен D

Динамическое визуальное мышление           Равен С

Образный синтез   Амтхауэр 7

Экспериментальная группа

9,17

7,49

8,03

8,44

8,79

Контрольная группа

8,65

6,65

7,55

7,51

8,59

 

Проанализировав показатели средних отклонений в экспериментальной и контрольной группах (таблица № 8) наблюдаем лучший результат у экспериментальной группы. Незначительная разница в величинах Равен (D) комбинаторное визуальное мышление (разница 0,13) и Кеттелл (I) эстетическое развитие (разница 0,03).

Таблица № 8

Сравнительный анализ средних отклонений экспериментальной и контрольной групп у обучающихся четвёртых классов

 

Методики

Группа А
экспериментальная

Группа Б
контрольная

1

Амтхауэр (2)

1,16

1,28

2

Амтхауэр (3)

1,26

1,31

3

Амтхауэр (4)

1,5

2,03

4

Амтхауэр (6)

2,44

2,81

5

Амтхауэр (7)

2,07

2,65

6

Амтхауэр (8)

2,26

2,45

7

Амтхауэр (9)

3,0

3,88

8

Равен (D)

1,73

1,6

9

Равен (C)

1,52

2,0

10

Кеттелл (I)

1,04

1,01

11

Кеттелл (H)

0,86

1,11

Сравнивая результаты обследования в экспериментальной группе за 2012  и 2013 годы (таблица № 9-14; приложения № 2 (диаграммы № 6-10))) видно, что результаты 2013 года выше по всем методикам.  

Таблица № 9

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной группы за 2012 и 2013 года обследования у обучающихся
 четвёртых классов

 

Методики

2012 г.

2013 г.

1

Амтхауэр (2)

6,2

7,38

2

Амтхауэр (3)

5,91

7,49

3

Амтхауэр (4)

3,97

5,18

4

Амтхауэр (6)

6,39

8,64

5

Амтхауэр (7)

6,98

8,79

6

Амтхауэр (8)

7,18

9,17

7

Амтхауэр (9)

9,29

12,5

8

Равен (D)

5,72

8,03

9

Равен (C)

5,9

8,44

10

Кеттелл (I)

2,6

3,39

11

Кеттелл (H)

2,91

3,5

 

 

Таблица № 10

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной  группы по диагностике математических способностей
у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Абстрактное мышление   Амтхауэр 6

Понятийное логическое мышление  Амтхауэр 3

Комбинаторное визуальное мышление         Равен D

Динамическое визуальное мышление           Равен С

2012 г.

6,39

5,91

5,72

5,9

2013 г.

8,64

7,49

8,03

8,44

 

Таблица № 11

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной  группы по диагностике способностей к естественным наукам
у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Понятийное логическое мышление  Амтхауэр 3

Динамическое визуальное мышление           Равен С

Понятийная категоризация     Амтхауэр 4

Интуитивное понятийное мышление       Амтхауэр 2

2012 г.

5,91

5,9

3,97

6,2

2013 г.

7,49

8,44

5,18

7,38

Таблица № 12

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной группы по диагностике способностей к гуманитарным наукам
у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Интуитивное понятийное мышление       Амтхауэр 2

Эстетическое развитие   (Показатель I личностного опросника Кетелла)

2012 г.

6,2

2,6

2013 г.

7,38

3,39

 

Таблица № 13

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной  группы по диагностике способностей к лингвистическим наукам
у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Понятийная категоризация    Амтхауэр 4

Логическая оперативная память          Амтхауэр 9

Абстрактное мышление   Амтхауэр 6

Коммуникативная активность   (Показатель H личностного опросника Кетелла)

2012 г.

3,97

9,29

6,39

2,91

2013 г.

5,18

12,5

8,64

3,5

 

Таблица № 14

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной группы по диагностике технических способностей
у обучающихся четвёртых классов

 

 

Группы

Пространственное мышление    Амтхауэр 8

Понятийное логическое мышление  Амтхауэр 3

Комбинаторное визуальное мышление         Равен D

Динамическое визуальное мышление           Равен С

Образный синтез   Амтхауэр 7

2012 г.

7,18

5,91

5,72

5,9

6,98

2013 г.

9,17

7,49

8,03

8,44

8,79

 

Проанализировав показатели средних отклонений в экспериментальной группе  (таблица № 15) видно, что лучшие результаты  диагностики за 2013 год, чем в 2012 по 10 методикам: Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление), Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление), Амтхауэр 4 (понятийная категоризация), Амтхауэр 7 (образный синтез), Амтхауэр 8 (пространственное мышление), Амтхауэр 9 (логическая оперативная память), Равен D (комбинаторное визуальное мышление), Равен С (динамическое визуальное мышление), Кеттелл I (эстетическое развитие), Кеттелл H (коммуникативная активность).
В 2012 году лучший результат отмечен  по 1 методике: Амтхауэр 6 (абстрактное мышление).

Таблица № 15

Сравнительный анализ средних отклонений экспериментальной группы за 2012 и 2013 года обследования у обучающихся
четвёртых классов

 

Методики

2012 г.

2013 г.

1

Амтхауэр (2)

1,4

1,16

2

Амтхауэр (3)

1,68

1,26

3

Амтхауэр (4)

1,63

1,5

4

Амтхауэр (6)

2,29

2,44

5

Амтхауэр (7)

2,46

2,07

6

Амтхауэр (8)

2,57

2,26

7

Амтхауэр (9)

3,53

3,0

8

Равен (D)

2,3

1,73

9

Равен (C)

2,23

1,52

10

Кеттелл (I)

1,1

1,04

11

Кеттелл (H)

0,92

0,86

 

Анализ показал (таблица № 16; приложения № 3 (диаграммы № 11,12)), что группа А1  (экспериментальная), занимает лидирующую позицию по всем показателям средних значений , чем группа Б1 (контрольная).

                                                Таблица 16    

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп у обучающихся первых классов

Методики

Группа А1
Экспериментальная

Группа Б1
Контрольная

1

Умственное развитие младших школьников
(Э.Ф. Замбацявичене ):

а)

1-й субтест: умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных

15,34

15,23

б)

2-й субтест : умение классифицировать

14,67

14,47

в)

3-й субтест: умозаключение по аналогии

8,32

8,24

г)

4-й субтест: умение обобщать

15,55

15,31

2

Тест Равенна "Прогрессивные матрицы" (наглядно-образное мышление)

2,23

2,18

3

Краткий тест креативности Торренса. Фигурная форма. «Закончи рисунок»:

а)

беглость

9,78

9,39

б)

гибкость

9,03

8,86

в)

оригинальность

7,98

7,75

г)

разработанность

28,60

27,74

 

Проанализировав показатели средних отклонений в экспериментальной и контрольной группах (таблица № 17; приложения № 3 (диаграммы № 13,14) наблюдаем лучший результат у контрольной группы, кроме беглости и гибкости в диагностике креативности.

Таблица № 17

Сравнительный анализ средних отклонений экспериментальной и контрольной групп у обучающихся первых классов

Методики

Группа А1
Экспериментальная

Группа Б1
Контрольная

1

Умственное развитие младших школьников
(Э.Ф. Замбацявичене ):

а)

1-й субтест: умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных

4,13

2,59

б)

2-й субтест : умение классифицировать

3,74

2,24

в)

3-й субтест: умозаключение по аналогии

4,34

2,25

г)

4-й субтест: умение обобщать

5,15

2,87

2

Тест Равенна "Прогрессивные матрицы" (наглядно-образное мышление)

1,13

1,06

3

Краткий тест креативности Торренса. Фигурная форма. «Закончи рисунок»:

а)

беглость

0,38

0,81

б)

гибкость

1,12

1,18

в)

оригинальность

3,48

3,41

г)

разработанность

8,56

6,23

 

Сравнивая результаты обследования в экспериментальной группе за 2012  и 2013 годы (таблица 18; приложения № 3 (диаграммы № 15,16)) видно, что результаты 2013 года выше по всем методикам.   

Таблица № 18

Сравнительный анализ средних значений экспериментальной группы за 2012 и 2013 года обследования у обучающихся
 первых классов и воспитанников детского сада

Методики

Воспитанники детского сада
2012 год

Обучающиеся первых классов
2013 год

1

Умственное развитие младших школьников
(Э.Ф. Замбацявичене ):

а)

1-й субтест: умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных

7,87

15,54

б)

2-й субтест : умение классифицировать

7,92

14,78

в)

3-й субтест: умозаключение по аналогии

7,95

8,36

г)

4-й субтест: умение обобщать

7,82

15,94

2

Тест Равенна "Прогрессивные матрицы" (наглядно-образное мышление)

1,41

2,28

3

Краткий тест креативности Торренса. Фигурная форма. «Закончи рисунок»:

а)

беглость

8,82

9,77

б)

гибкость

8,82

9,00

в)

оригинальность

6,03

7,90

г)

разработанность

6,03

28,60

Проанализировав показатели средних отклонений в экспериментальной группе  (таблица № 19; приложения № 3 (диаграммы № 17,18))) наблюдаем лучший результат в 2012 году, кроме беглости и гибкости в диагностике креативности.

Таблица 19

Сравнительный анализ средних отклонений экспериментальной группы за 2012 и 2013 года обследования у обучающихся
первых классов и воспитанников детского сада

Методики

Воспитанники детского сада
2012 год

Обучающиеся первых классов
2013 год

1

Умственное развитие младших школьников
(Э.Ф. Замбацявичене ):

а)

1-й субтест: умение дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных

1,55

4,05

б)

2-й субтест : умение классифицировать

1,27

3,70

в)

3-й субтест: умозаключение по аналогии

1,44

4,41

г)

4-й субтест: умение обобщать

1,18

4,84

2

Тест Равенна "Прогрессивные матрицы" (наглядно-образное мышление)

0,63

1,12

3

Краткий тест креативности Торренса. Фигурная форма. «Закончи рисунок»:

а)

беглость

1,29

0,39

б)

гибкость

1,29

1,13

в)

оригинальность

1,52

3,48

г)

разработанность

1,92

8,56

 

Заключение

Детская одаренность возникает и пробивает себе дорогу либо как спонтанное самопроявление своеобразно сложившихся биологических структур мозга и организма ребенка, требующих для своего развития соответствующей практической деятельности, либо как нервно-психические и физические новообразования, возникающие в процессе воспитания и обучения как ответ организма на требования среды, а также специфической физической, общественной, интеллектуальной, художественной деятельности, в которую вовлекаются дети. И в том и в другом случае развитие одаренности  ребенка требует условий, обеспечивающих опробование и применение его духовных и физических способностей.
Известный русский мыслитель В. Розанов сказал: «Даровитый ученик не устаёт вовсе. Не устаёт никогда трудиться над возбуждающим его дарование предметом. Конечно, такая высокая работоспособность возможна лишь при рациональной организации учебных занятий, при творчески работающих учителях, при талантливо составленных учебниках». В нашем обществе нет недостатка в творчески работающих учителях, способных методически правильно организовать учебный процесс.
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определённые условия.
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми.
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Учитель как один из основных участников образовательного процесса является лицом, наиболее заинтересованным в получении психологических знаний о ребенке. Поэтому психологическое просвещение педагогов, вооружение их современными научными и практическими знаниями о закономерностях психического развития, индивидуальных особенностях и возможностях детей разного возраста являются важнейшими задачами психологической службы образования.
Индивидуальный подход в обучении и воспитании не означает, что каждый ребенок должен обучаться отдельно, независимо от других детей, а предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это является необходимой предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и действенных методов, приемов и форм воспитания и обучения.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:
- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
- учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
- учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Педагоги начальной школы прошли курсы от ИПК на тему: «Внедрение эффективных механизмов системной организации экспериментальной деятельности по созданию образовательной среды школы как условия развития детей с разными видами одарённости».
В течение года в начальной школе проводились семинары-практикумы на темы: «Методики работы с одарёнными детьми. Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте», «Детская одаренность: проблемы, методы и формы работы».
На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? На уроке изучения нового материала. Важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Сказанное означает, что учитель осуществляет проблемное обучение. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Для развития способностей у обучающихся этот метод имеет большое значение и активно применяется педагогами нашей школы.
В младшем школьном возрасте главным видом деятельности становится учение, но дети быстро устают, особенно от однообразных движений и действий. Поэтому следует использовать разнообразные виды деятельности, приемы и методы работы с информацией.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности педагога главное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и преподавателем, между самими учениками.
Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков;

                                                                              
Для решения учебных и воспитательных задач педагоги начальной школы применяют следующие интерактивные формы и методы: мозговой штурм, технология моделирования (метод проектов), метод портфолио, творческие задания, работа в малых группах, интерактивные (виртуальные) экскурсии, сократический диалог («наведённые», но не наводящие вопросы), групповое обсуждение, использование средств мультимедиа (компьютерный класс) и т.д.
Педагоги начальной школы продолжают создавать портфолио совместно с учащимися. Это работа будет вестись на протяжении всего обучения детей.
Широко применяются информационные технологии. В начальной школе имеется мобильный класс.

Научно-исследовательская деятельность хорошо развита в начальной школе. Обучающиеся участвуют в научно-практической конференции.
Проекты:
«Мой многогранный мир чувств», «Экологическая безопасность», «Человек запустивший бумеранг», «Сколько земли тебе нужно?», «Древняя математика», «История дробей», «Палеонтология и археология», «Ительмены – малочисленные народы Крайнего севера», «Вулканы Камчатки», «Какие лёгкие у нашей школы», «Полезно ли нам то, что нас окружает», «Образ идеального друга в произведениях В. Драгунского», «История электричества», «Суеверия», «Нефть. Польза и угроза человечеству».
Практический опыт школы убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности.
Педагоги нашей школы развивают познавательные и творческие способности учащихся не только на уроках с помощью различных игр и упражнений, но также и во внеурочной деятельности: в кружках «Мир логики», «Занимательная грамматика». Способным детям и склонных к одарённости на уроках предлагаются задания третьего уровня (более сложные, повышенного уровня, умение применять знания в нестандартных ситуациях). Для этого учителя создают банк данных с этими заданиями, а также с нестандартными.
Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределённости, направленная на получение результатов обладающих объективной или субъективной новизной. Поэтому важным моментом в развитии творческого мышления и воображения будет процесс использования в течение нескольких лет специальной программы на развитие креативности. В качестве её принята программа Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления» по методу Дж. Гилфорда Дж. Рензули 5 – 14 лет. Упражнения из этой программы включены в  кружки «Мир логики», «Занимательная грамматика», а также на других предметах.
Педагоги оказывают адресную помощь детям в подготовке к олимпиадам, психолог - психологическую поддержку  в снятии уровня тревожности, умению вести себя в стрессовой ситуации.
Одной из составляющих образовательной среды являются информационные стенды для обучающихся, которые готовят педагоги («Эрудит»: «Готовимся к олимпиаде») и психолог (упражнения на развитие творческих способностей, творческого мышления (дивергентного мышления) и другие). Для родителей действует постоянный информационный стенд «Одарённые дети».  
Благодаря применению педагогами  разных и современных форм, методов и приёмов проведения учебной и внеучебной деятельности, разнообразной развивающей среды, развитию способностей, планомерной подготовке к олимпиадам, конкурсам, проектной деятельности обучающиеся начальных классов принимают участие в международных играх: «Совёнок», «Медвежонок», «Кенгуру», «Бульдог»; в дистанционных детских конкурсах.
Участвуют в интеллектуальном марафоне «Математический сундучок» и по развитию ученических способностей, используя интернет-ресурсы; в интеллектуальной познавательной игре «Тропа здоровья».       
Проводятся олимпиады на уровне школы, начиная с 1 класса по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, английскому языку, которые позволяют продемонстрировать детям свои интеллектуальные достижения.
Интересный опыт работы внедряют педагоги начальных классов, которые создают свои классные блоги. Например, один из таких блогов называется «Первая ступенька».
Блог класса «Первая ступенька» - отличная площадка для совместного сотрудничества всех участников образовательного процесса: учителя, учащиеся и родители. Создание блога класса  направлено на решение целого ряда задач:
формирование ИКТ – компетенций учащихся;
создание летописи класса, своевременного информирования родителей о событиях происходящих в классе;
расширение информационного пространства образовательного процесса;
организация внеклассной работы по предметам;
публикация творческих работ учащихся;
формирование культурного и безопасного поведения в сети.
Отличные возможности для использования в блоге предоставляет Гугл-формы, на основе которых созданы различные викторины, а также электронные тетради для закрепления тем, пройденных на уроках, а также задания на развитие логического мышления. (Создавая тесты в Гугл-формах, можно легко проверить знания учащихся и оценить их. Такую работу можно выполнить и на уроке, в группе продленного дня, а также дома.)

Освоив удивительную программу LearningApps.org,  начали создавать тренажеры по предметам. Что такое LearningApps.org?LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. 

Большое место в блоге занимает дополнительная информация к урокам. Например, сведения о биографии и творчестве какого-либо писателя, художника. Для этого пришлось познакомиться и освоить ещё один сервис Calameo. Это бесплатная платформа для публикации документов, презентаций. Использовать этот сервис, очень удобно. Также очень удобно поместить в блоге класса обучающие мультфильмы, видеофрагменты. Учащиеся смогут воспользоваться этим материалом в домашних условиях.
Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения учениками и родителями; возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, учащихся.
Блог – это не устойчивая площадка, он может пополняться каждый день, расширяться и обогащаться.
Положительные моменты использования блогов:
· Использование блогов помогает учащимся получить больше информации по изучаемой теме.
· Использование блогов усиливает интерес к процессу обучения. Новизна технологий является одним из мотивирующих факторов в обучении. Мотивация детей при использовании блогов обусловлена новыми возможностями применения компьютера, возможностью самостоятельно находить информацию, узнать мнения других людей об их работах.
· Блоги выводят выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимоотношений «учитель-ученик», позволяя всем желающим оценить и прокомментировать работы детей.
· Использование блогов открывает новые возможности для работы в классе и за его пределами.
Таким образом, можно сделать вывод: образовательный блог – неотъемлемая, важная  часть учебного процесса, которая повышает не только познавательный интерес учащихся, но и является способом развития универсальных учебных действий младших школьников.

         Ежегодно в школе проводятся: Неделя психологии, Неделя семьи, Неделя здоровья, а с этого года Неделя интеллекта. При проведении этих мероприятий детям предлагаются интересные развивающие задания, им даётся возможность показать свои достижения, они учатся общаться (так как у одарённых детей часто бывают проблемы общения со сверстниками), также решаются воспитательные задачи и вопросы духовно-нравственного развития личности. Активно принимают участие и родители.
Родителям отводится важная роль в воспитании и развитии способностей у ребёнка. Их не только включают в различные массовые и классные мероприятия, но и специально отведён целый блок в программе сопровождения способных детей и склонных к одарённости. В этом году проводились родительские собрания в виде семинаров-практикумов, на которых родителей продолжали знакомить с методами и приёмами развития способностей у детей.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение способных и склонных к одарённости обучающихся нашей школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию детей.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития способных детей и склонных к одаренности в образовательном учреждении  эффективно потому, что структура  образовательного учреждения в своем целевом и функциональном проявлении  обеспечивает необходимым условиями непрерывного развития одаренного ребенка, создаёт развивающую образовательную среду.

Список приложений

 

          Приложение № 1:

Диаграмма № 1: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике математических способностей у обучающихся четвёртых классов»
Диаграмма № 2: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике технических способностей у обучающихся четвёртых классов»
Диаграмма № 3: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике способностей к естественным наукам у обучающихся четвёртых классов»
Диаграмма № 4: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике способностей к гуманитарным наукам у обучающихся четвёртых классов»
Диаграмма № 5: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике способностей к лингвистическим наукам у обучающихся четвёртых классов»

         Приложение № 2:

 Диаграмма № 6: «Сравнительный анализ средних значений  экспериментальной  группы по диагностике математических способностей у обучающихся четвёртых классов»
Диаграмма № 7: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной группы по диагностике технических способностей
у обучающихся четвёртых классов»
Диаграмма № 8: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной  группы по диагностике способностей к естественным наукам у обучающихся четвёртых классов»
Диаграмма № 9: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной группы по диагностике способностей к гуманитарным наукам у обучающихся четвёртых классов»
Диаграмма № 10: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной  группы по диагностике способностей к лингвистическим наукам у обучающихся четвёртых классов»

 

         Приложение № 3:

 

Диаграмма № 11: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике умственного развития обучающихся первых классов»
Диаграмма № 12: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп по диагностике креативности обучающихся первых классов»
Диаграмма № 13: «Сравнительный анализ средних отклонений экспериментальной и контрольной групп по диагностике умственного развития обучающихся первых классов»
Диаграмма № 14: «Сравнительный анализ средних отклонений экспериментальной и контрольной групп по диагностике креативности обучающихся первых классов»
Диаграмма № 15: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной  группы по диагностике умственного развития обучающихся первых классов»
Диаграмма № 16: «Сравнительный анализ средних значений экспериментальной  группы по диагностике креативности обучающихся первых классов»
Диаграмма № 17: «Сравнительный анализ средних отклонений экспериментальной  группы по диагностике умственного развития обучающихся первых классов»
Диаграмма № 18: «Сравнительный анализ средних отклонений экспериментальной  группы по диагностике креативности обучающихся первых классов»

Приложение № 1. Диаграмма № 1

Приложение № 1.   Диаграмма № 2
pik-1

 

 

 

Приложение № 1.   Диаграмма № 3
pik-2

 

Приложение № 1.   Диаграмма № 4

pik-3

Приложение № 1.   Диаграмма № 5
pik-4

 

Приложение № 2.   Диаграмма № 6
pik-5

 

 

Приложение № 2.   Диаграмма № 7
pik-6

 

Приложение № 2.   Диаграмма № 8
pik-7

Приложение № 2.   Диаграмма № 9
pik-7

 

Приложение № 2.   Диаграмма № 10

pik-8

 

Приложение № 3.   Диаграмма № 11

pik-9

 

 

Приложение № 3.   Диаграмма № 12

pik-10

 

Приложение № 3.   Диаграмма № 13

 

pik-11

Приложение № 3.   Диаграмма № 14

pik-11

                                                                                                                                                                                                            Приложение № 3.   Диаграмма № 15

pik-12

 

Приложение № 3.   Диаграмма № 16

pik-13

 

Приложение № 3.   Диаграмма № 17

pik-14

 

Приложение № 3.   Диаграмма № 18

pik-15