Приложение № 15

Справка  педагога-психолога Нетёса О.Г.

На третьем этапе эксперимента в 2012-2013 учебном году  в старшем звене школы была проведена промежуточная диагностика 8-9 классов по методике Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников» (часть 3).
Цель промежуточной диагностики, на данном этапе эксперимента, была направлена на выявление влияния условий образовательной среды на развитие способных и одаренных детей.
Ежегодно из результатов первичной диагностики выбираются результаты параллели, соответствующие возрасту экспериментальной группы и принимаются в качестве контрольной группы. В настоящем учебном году (2012/2013) это: для экспериментальной параллели 8-х классов –  результаты исследования параллели 8-х классов за 2010-2011 учебный год, для экспериментальной параллели 9-х классов –  результаты параллели 9-х классов за 2010-2011 учебный год.
         На третьем этапе эксперимента в 2012/2013 учебном году анализу были подвергнуты материалы психологического исследования двух групп учащихся.

  1. Экспериментальная группа, параллели 8-х классов - 87человек.

     Контрольная группа, параллели 8-х классов –117 человека.

  1. Экспериментальная группа, параллели 9-х классов –98 человека.

              Контрольной группа, параллели 9-х классов – 124 человека.

          Учащиеся в настоящее время распределены по классам и группам следующим образом.

    Распределение учащихся восьмых классов по группам

                Таблица № 1 «Экспериментальная и контрольная группы 8 классы»

Класс

 Экспериментальная группа (А)
Кол-во человек

 Контрольная группа
(Б)
Кол-во человек

20

28

26

26

8В1

20

24

8В2

21

23

20

16

Всего:

87

117

Распределение учащихся девятых классов по группам

                 Таблица № 2 «Экспериментальная и контрольная группа 9 классы»


Класс

 Экспериментальная группа (А)
Кол-во человек

 Контрольная группа
(Б)
Кол-во человек

23

24

20

23

9В1

21

26

9В2

16

26

18

25

Всего:

98

124

 
Для диагностики специальных способностей учащихся из диагностического комплекса Л. А. Ясюковой взяты следующие методики:

  1. Математика:

а) Амтхауэр 6 (абстрактное мышление);
б) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
в) Амтхауэр 5 (математическая интуиция)
в) Равен D (комбинаторное визуальное мышление);
г) Равен C (динамическое визуальное мышление).

  1. Техника:

а) Амтхауэр 8 (пространственное мышление);
б) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
в) Равен D (комбинаторное визуальное мышление);
г) Равен C (динамическое визуальное мышление);
д) Амтхауэр 7 (образный синтез).

  1. Естественные науки:

а) Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление);
б) Равен C (динамическое визуальное мышление);
в) Амтхауэр 4 (понятийная категоризация);
г) Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление).

  1. Гуманитарные науки:

а) Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление);
б) Кеттел I (эстетическое развитие).

  1. Лингвистика:

а) Амтхауэр 4 (понятийная категоризация);
б) Амтхауэр 9 (логическая оперативная память);
в) Амтхауэр 6 (абстрактное мышление);
г) Кеттел H (коммуникативная активность).

 

Сравнительный анализ средних показателей  экспериментальной и контрольной групп учащихся 8-х классов

Сравнение и выявление знaчимыx различий проводилось пo каждой отдельной шкале с помощью т-критерия Стьюдента. Результаты анализа данных представлены далее.

 Таблица 3. «Методики: Ясюкова-Амтхауэр, Ясюкова –Равен, Ясюкова-Кеттел»


Методики

Экспериментальная группа (А)
Ср. знач.

Контрольная группа
 (Б)
Ср. знач.

t-крит.

      Р.

1

Амтхауэр (2)

10,05

9,92

0,31

Не знач.

2

Амтхауэр (3)

8,46

9,12

1,46

Не знач.

3

Амтхауэр (4)

7,24

7,17

0,07

Не знач.

4

Амтхауэр (5)

10,67

9,76

1,55

Не знач.

5

Амтхауэр (6)

12,21

13,53

2,12

0.01

6

Амтхауэр (7)

9,41

10,41

2,58

0.01

7

Амтхауэр (8)

8,61

9,8

2,62

0.01

8

Амтхауэр (9)

18,32

16,47

4,32

0.01

9

Равен (С)

8,93

9,48

1,45

Не знач.

10

Равен (D)

9,84

9,46

2,01

Не знач.

11

Кеттелл (I)

6,78

5,98

1,54

Не знач.

12

Кеттелл (H)

7,78

7,1

3,54

0.01

       Как видно из представленной выше таблицы, показатели средних значений экспериментальной группы по 7 субтестам в количественном соотношении превосходят средние показатели контрольной группы.
В результате сравнительного анализа средних значений экспериментальной и контрольной групп учащихся 8-х классов было выявлено: экспериментальная группа по большинству методик имеет более высокие показатели.  В экспериментальной группе показатели выше, по следующим субтестам: Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление) - 10,05 Амтхауэр 4 (понятийная  категоризация) - 7,24; Амтхауэр 5 (Математическая интуиция) - 10,67, Амтхауэр 9 (Логическая оперативная память) - 18,32, Равен D (комбинаторное визуальное мышление) - 9,84; также показатели выше по шкалам H (коммуникативная активность)- 7,78  I (эстетическое развитие) - 6,78
(см. таблицу  3). В контрольной группе результаты выше по таким субтестам как:  Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление) - 9,12;  Амтхауэр 6 (абстрактное мышление) - 13,53;  Амтхауэр 7 (образный синтез) - 1041, Амтхауэр 8 (пространственное мышление) - 9,8  Равен С  (динамическое визуальное мышление) - 9,48.
Статистически значимые различия были выявлены по следующим шкалам: Амтхауэр 6 (t-крит = 2,12; р?0,01), Амтхауэр 7 (t-крит = 2,58; р?0,01), Амтхауэр 8 (t-крит = 2,62; р?0,01), Амтхауэр 9 (t-крит = 4,32; р?0,01) и Кеттелл (Н) (t-крит = 3,54; р?0,01).
И так, можно сделать вывод, по большинству методик средние показатели экспериментальной группы выше средних показателей контрольной группы. Статистически значимые различия выявлены по шкалам Амтхауэр 6, Амтхауэр 7, Амтхауэр 8 в пользу контрольной группы. И Амтхауэр 9 и Кеттелл (Н) –в пользу экспериментальной группы. По остальным шкалам статистически значимых различий выявлено не было.

 

Сравнительный анализ средних показателей  экспериментальной и контрольной групп учащихся 9-х классов.

         Сравнение и выявление значимых различий проводилось пo каждой отдельной шкале с помощью т-критерия Стьюдента. Результаты анализа данных представлены далее.

Таблица № 4«Методики: Ясюкова-Амтхауэр, Ясюкова –Равен, Ясюкова-Кеттел»


Методики

Экспериментальная группа (А)
Ср. знач.

Контрольная группа
(Б)
Ср. знач.

t-крит.

  Р.

1

Амтхауэр (2)

12,62

10,61

3,71

0.01

2

Амтхауэр (3)

11,67

8,72

5,58

0.01

3

Амтхауэр (4)

9,65

8,04

2,46

0.01

4

Амтхауэр (5)

13,89

10,17

6,09

0.01

5

Амтхауэр (6)

15,48

14,14

2,25

0.01

6

Амтхауэр (7)

13,07

11,17

3,82

0.01

7

Амтхауэр (8)

11,98

12,37

0,58

Не знач.

8

Амтхауэр (9)

17,77

17,46

0,55

Не знач.

9

Равен (D)

9,49

8,48

2,17

0.01

10

Равен (C)

9,91

9,08

2,08

0.01

11

Кеттелл (I)

6,5

6,13

0,82

Не знач.

12

Кеттелл (H)

7,65

7,64

0,04

Не знач.

         Как видно из представленной выше таблицы, в экспериментальной группе (А) средние показатели выше по 9 субтестам из 12.
И так, Амтхауэр 2 (интуитивное понятийное мышление) - 12,62;
Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление) - 11,67;  Амтхауэр 4 (понятийная категоризация) -9,65; Амтхауэр 5 (математическая интуиция) - 13,89;  Амтхауэр 6 (абстрактное мышление) - 15,48; Амтхауэр 7 (образный синтез) - 13,07;  Амтхауэр 9 (логическая оперативная память) - 17,77;  Равен D (комбинаторное визуальное мышление) - 9,49; Равен C (динамическое визуальное мышление) -9,91.
По остальным субтестам, средние показатели выше в контрольной группе: Амтхауэр 8 (пространственное мышление) -12,37; Кеттелл I (эстетическое развитие) - 6,13. По субтесту Кеттелл H (коммуникативная активность) средние показатели равны.
Статистически значимые различия были выявлены по следующим шкалам: Амтхауэр 2 (t-крит = 3,71; р?0,01), Амтхауэр 3 (t-крит = 5,58; р?0,01), Амтхауэр 4 (t-крит = 2,46; р?0,01), Амтхауэр 5 (t-крит = 6,09; р?0,01), Амтхауэр 6 (t-крит = 2,25; р?0,01), Амтхауэр 7 (t-крит = 3,82; р?0,01), Равен D (t-крит = 2,17; р?0,01),  Равен С (t-крит = 2,08; р?0,01).
Как видно из представленных выше критических значений, данные в экспериментальной группе выше. Статистически значимые различия выявлены по шкалам          Амтхауэр 2, Амтхауэр 3, Амтхауэр 4, Амтхауэр 5, Амтхауэр 6, Амтхауэр 7, Равен D,  Равен С.
Как видно из выше представленных таблиц, средние показатели группы А выше в параллели 8-х классов, и выше в параллели 9-х классов. 8 класс для учащихся нашей школы – является адаптационным периодом, когда ученики расформировываются по профильным классам  с учетом способностей: технические, физико-математические, гуманитарные, реальные (простая программа),      образуется новый классный коллектив, что является своеобразным стрессом для учащихся. В контрольной группе параллели 8 классов, по данным проведенного исследования, выявлено, что технические способности более развиты, чем в экспериментальной группе. Возможно, это вызвано адаптационным периодом, возможно, параллель 2010 года оказалась более сильной в плане технических способностей.
Обратимся к результатам сравнительного анализа средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов по диагностике способностей.

 

 

 

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов по диагностике математических способностей.

                                      Таблица № 5.1. «Математические способности»

 

Абстрактное мышление Амтхауэр 6

Математическая интуиция Амтхауэр 5

Понятийное логическое мышление Амтхауэр 3

Динамическое визуальное мышление
Равен С

Комбинаторное визуальное мышление
Равен D

Экспериментальная группа

12,21

10,67

8,46

8,93

9,84

Контрольная группа

13,53

9,76

9,12

9,48

9,46

t - критерий

2,12

1,55

1,46

1,45

2,01

P

0.01

Не знач.

Не знач.

Не знач.

Не знач.

        По результатам диагностики математических способностей (см. таблицу № 5.1.) мы видим, что в экспериментальной группе показатели выше по шкале математической интуиции – Амтхауэр 5 (10,67) и по шкале комбинаторного визуального мышления -  Равен D (9,84). Количественный показатель по основной методике – абстрактное мышление - Амтхауэр 6 выше в контрольной группе – (13,53); также среднее значение выше по шкале Понятийное логическое мышление -  Амтхауэр 3 – (9,12) и динамическое визуальное мышление Равен С (9,48). По большинству шкал математических способностей, показатели выше в контрольной группе, хотя,  в данном случае сложно сделать вывод о том, в какой группе способности развиты больше, так как статистически значимые различия выявлены только по основному субтесту Амтхауэр 6  (t-крит = 2,12; р?0,01)

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов  по диагностике математических способностей. Уровень выраженности показателя в группах.

                                      Таблица № 5.2. «Математические способности»

 

Амтхауэр 6

Амтхауэр 5

Амтхауэр 3

Равен С

Равен Д

Группы

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Уровень
развития
показателя

 

хор

 

хор

 

хор

 

хор

 

хор

 

хор

 

ср

 

ср

 

хор

 

ср

Уровень выраженности показателя для 8-х классов

 

9 - 13

 

6 - 8

 

8 - 12

 

8 - 9

 

8 - 9

Величина среднего показателя

12,21

13,53

10,67

9,76

8,46

9,12

8,93

9,48

9,84

9,46

Приложение № 1. Диаграмма 1

 

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов по диагностике технических способностей.

                                                    Таблица 6.1. «Технические способности»

 

Пространственное мышление
Амтхауэр 8

Понятийное
логическое мышление
Амтхауэр 3

Динамическое
визуальное мышление
Равен С

Комбинаторное
визуальное
Мышление
Равен D

Образный синтез Амтхауэр 7

Математическая интуиция
Амтхауэр 5

Экспериментальная группа

8,61

8,46

8,93

9,84

9,41

10,67

Контрольная группа

9,8

9,12

9,48

9,46

10,41

9,76

t - критерий

2,62

1,46

1,45

2,01

                        2,58

1,55

P

0.01

Не знач.

Не знач.

Не знач.

0.01

Не знач.

Как видно из представленной выше таблицы средние показатели экспериментальной группы выше по субтестам: Равен D - комбинаторное визуальное мышление - 9,84; Амтхауэр 5 – математическая интуиция – 10,67. По остальным субтестам средние показатели выше в контрольной группе.  (см. таблицы № 6, 7). Что говорит о том, что технически способности в большей степени развиты в контрольной группе. Это подтверждает и основной субтест Амтхауэр 8 – пространственное мышление, среднее значение которого равно 9,8.
Статистически значимые различия выявлены по основному субтесту Амтхауэр 8  (t-крит = 2,62; р?0,01) и по субтесту Амтхауэр 7  (t-крит = 2,58; р?0,01), можно с уверенностью сказать, что в контрольной группе учеников с более развитыми технически способностями больше, что также подтверждаютя средние показатели по основным субтестам, которые в контрольной группе выше.

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов  по диагностике  технических способностей. Уровень выраженности показателя в группах.

Таблица 6.2. «Технические способности»

 

Амтхауэр 8

Амтхауэр 3

Равен С

Равен Д

Амтхауэр 7

Амтхауэр 5

Группы

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Уровень
развития
показателя

ср

хор

ср

хор

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

Уровень выраженности показателя для 8-х классов

 

6 - 9

 

9 - 13

 

8 - 9

 

8 - 9

 

6 - 9

 

6 - 8

Величина среднего показателя

8,61

9,8

8,46

9,12

8,93

9,48

8,5

9,46

8,68

10,41

8,32

9,76

Приложение № 2. Диаграмма 2

Сравнительный  анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов по диагностике  способностей к естественным наукам.

Таблица 7.1. «Естественные науки»

 

Понятийное логическое мышление Амтхауэр 3

Динамическое визуальное мышление
Равен С

Понятийная категоризация

Амтхауэр 4

Интуитивное понятийное мышление
Амтхауэр 2

Экспериментальная группа

8,46

8,93

7,24

10,05

Контрольная группа

9,12

9,48

7,17

9,92

t - критерий

1,46

1,45

0,07

0,31

P

Не знач.

Не знач.

Не знач.

Не знач.

     Средние показатели экспериментальной группы выше по следующем субтестам: понятийная категоризация (Амтхауэр 4) – 7,24; интуитивное понятийное мышление (Амтхауэр 2) – 10,05. В контрольной группе средние показатели выше по основному субтесту понятийное логическое мышление (Амтхауэр 3) – 9,12 и динамическое визуальное мышление (Равен С) – 9,48.
Статистически значимые различия не выявлены.

 

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов по диагностике способностей  к естественным наукам. Уровень выраженности показателя в группах.

                                                            Таблица 7.2. «Естественные науки»

 

Амтхауэр 3

Равен С

Амтхауэр 4

Амтхауэр 2

Группы

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Уровень
развития
показателя

 

ср

 

хор

 

ср

 

ср

 

ср

 

ср

 

хор

 

хор

Уровень выраженности показателя для 8-х классов

 

9-13

 

8-9

 

5-8

 

10-14

Величина среднего показателя

 

8,46

 

9,12

 

8,93

 

9,48

 

7,24

 

7,17

 

10,05

 

9,92

Приложение № 3. Диаграмма 3

 

Сравнительный  анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов по диагностике  способностей к гуманитарным  наукам.

                               Таблица 8.1. «Способности к гуманитарным наукам»

 

Интуитивное понятийное мышление
Амтхауэр 2

Эстетическое развитие (Показатель I личностного опросника Кетелла)

Экспериментальная группа

10,05

6,78

Контрольная группа

9,92

5,98

t - критерий

0,31

1,54

P

Не знач.

Не знач.

       По результатам диагностики гуманитарных способностей экспериментальная группа имеет высокие показатели по основному субтесту - Интуитивное понятийное мышление (Амтхауэр 2) - 10,05; и по шкале I (Эстетическое развитие) личностного опросника Кетелла, значение среднего равняется 6,78 (см. таблицу № 8.1.).
Статистически значимые различия не выявлены.

 

 

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов  по диагностике гуманитарных  способностей. Уровень выраженности показателя в группах.


                              Таблица 8.2. «Способности к гуманитарным наукам»

 

Амтхауэр 2

Кетелл (I)

 

Группы

 

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Уровень
развития
показателя

 

хор

 

хор

 

ср

 

ср

Уровень выраженности показателя для 8-х классов

 

10-14

 

5-6

Величина среднего показателя

10,05

9,92

5,91

5,98

Приложение № 4. Диаграмма 4

 

 

Сравнительный  анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов по диагностике  лингвистических способностей.

                                            Таблица 9.1. «Лингвистические способности»

 

Понятийная категоризация
Амтхауэр 4

Логическая оперативная память
Амтхауэр 9

Абстрактное мышление Амтхауэр 6

Коммуникативная активность (Показатель Н личностного опросника Кетелла)

Экспериментальная группа

7,24

18,32

12,21

7,78

Контрольная группа

7,17

16,47

13,53

7,1

t - критерий

0,07

4,32

2,12

         3,54

P

Не знач.

0.01

0.01

0.01

          По результатам диагностики лингвистических способностей в 8-х классах можно сделать вывод,  экспериментальная группа имеет высокие средние показатели по субтестам Амтхауэр 4  (понятийная категоризация) – 7,24; по субтесту Амтхауэр 9 - 18,32, выявляющий уровень развития логической оперативной памяти и по шкале H (коммуникативная активность) личностного опросника Кетелла, значение среднего равняется 7,78. В контрольной группе  величина среднего показателя выше по шкале Амтхауэр 6, которая отвечает за уровень развития абстрактного мышления – 13,53.
Статистически значимые различия выявлены по субтестам Амтхауэр 9  (t-крит = 4,32; р?0,01); Кеттелл H (t-крит = 3,54; р?0,01) – в пользу экспериментальной группы, Амтхауэр 6  (t-крит = 2,12; р?0,01)  - в пользу контрольной группы. По основному субтесту статистически значимых различий не выявлено, но среднее значение выше в экспериментальной группе. Что может говорить о том, что все же лингвистические способностями у ребят в экспериментальной группе развиты чуть лучше. 

 

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 8-х классов по диагностике лингвистических способностей. Уровень выраженности показателя в группах.

                                            Таблица 9.2. «Лингвистические способности»

 

Амтхауэр 4

Амтхауэр 9

Амтхауэр 6

Кетелл (Н)

Группы

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Уровень
развития
показателя

 

ср

 

ср

 

выс

 

хор

 

хор

 

хор

 

ср

 

ср

Уровень выраженности показателя для 8-х классов

 

5-8

 

15-17

 

10-14

 

5-7

Величина среднего показателя

7,24

7,17

18,32

16,47

12,21

13,53

7,78

7,1

  Как видно из представленной выше таблицы средние значения попадают в зоны значимости среднего, хорошего и высокого уровней.

Приложение № 5. Диаграмма 5

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп позволяет сделать следующие выводы: результаты экспериментальной и контрольной групп незначительно отличаются друг от друга, в пользу контрольной группы.
Полученные в результате диагностики  средние показатели попадают в зоны среднего и хорошего уровня развития. Средний уровень свидетельствует, что данная интеллектуальная операция находится в начальной стадии своего формирования. Операция уже в основном сложилась, но ее функционирование еще неустойчиво. Хороший уровень свидетельствует о том, что данная интеллектуальная операция сформирована, ее функционирование устойчиво, способно обеспечить полноценное понимание соответствующего учебного предмета. В развитии познавательных процессов у группы А (экспериментальной) стоит обратить внимание на абстрактное мышление - Амтхауэр 6; образный синтез-  Амтхауэр 7;  Амтхауэр 8 – пространственное мышление; динамическое визуальное мышление Равен С.
В экспериментальной параллели 8 классов  можно говорить о более развитых лингвистических и гуманитарных способностях. В контрольной параллели – технических. Естественные науки и математические способности – остаются под вопросом, так как делать выводы по данным тестирования сложно. К тому же в выявлении способностей и одаренности, нельзя опираться только на данные тестовых методик.

Проанализируем  результаты исследования способностей экспериментальной и контрольной групп 9-х классов.

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 9-х классов по диагностике  математических способностей.

                                   Таблица 10.1. «Математические способности»

 

Абстрактное мышление Амтхауэр 6

Математическая интуиция Амтхауэр 5

Понятийное логическое мышление Амтхауэр 3

Динамическое визуальное мышление
Равен С

Комбинаторное визуальное мышление
Равен D

Экспериментальная группа

15,48

13,89

11,67

9,91

9,49

Контрольная группа

14,14

10,17

8,72

9,08

8,48

t - критерий

2,25

6,09

5,58

2,08

2,17

P

0.01

0.01

0.01

0.01

0.01

По результатам диагностики математических способностей  выявлено, что в экспериментальная группе (А) средние показатели по всем математическим субтестам выше, чем в контрольной группе. Выявлены статистически значимые различия по всем субтестам:   Амтхауэр6 (t-крит = 2,25; р?0,01); Амтхауэр5 (t-крит = 6,09; р?0,01); Амтхауэр3 (t-крит = 5,58; р?0,01);  Равен С (t-крит = 2,08; р?0,01); Равен D (t-крит = 2,17; р?0,01). Что может говорить о том, что в экспериментальной группе учащиеся с более развитыми математическими способностями.

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп  9-х классов  по диагностике математических способностей.  Уровень выраженности показателя в группах.

                                    Таблица 10.2. «Математические способности»

 

Амтхауэр 6

Амтхауэр 5

Амтхауэр 3

Равен С

Равен Д

Группы

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Уровень
развития
показателя

 

хор

 

хор

 

хор

 

хор

 

хор

 

ср

 

ср

 

ср

 

ср

 

ср

Уровень выраженности показателя для 9-х классов

 

10-14

 

10-14

 

6-9

 

8-9

 

8-9

Величина среднего показателя

 

15,48

 

14,14

 

13,89

 

10,17

 

11,67

 

8,72

 

9,91

 

9,08

 

9,49

 

8,48

Приложение № 6. Диаграмма 6

 

Сравнительный  анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 9-х классов по диагностике технических способностей.

                                             Таблица 11.1. «Технические способности»

 

Пространствен
ное мышление
Амтхауэр 8

Понятийное
логическое мышление
Амтхауэр 3

Динамическое
визуальное мышление
Равен С

Комбинаторное
визуальное
Мышление
Равен Д

Образный синтез Амтхауэр 7

Математическая интуиция
Амтхауэр 5

Экспериментальная группа

11,98

11,67

9,91

9,49

13,07

13,89

Контрольная группа

12,37

8,72

9,08

8,48

11,17

10,17

t - критерий

0,58

5,58

2,08

2,17

3,82

6,09

P

Не знач.

0.01

0.01

0.01

0.01

0.01

        По основному субтесту, выявляющему уровень развития пространственного мышления -  Амтхауэр 8, средний показатель выше в контрольной группе  – 12,37.  Что касается остальных 5 субтесов, средние показатели выше в экспериментальной группе.  Статистически значимые различия выявлены по субтестам:  Амтхауэр3 (t-крит = 5,58; р?0,01);  Равен С (t-крит = 2,08; р?0,01); Равен D (t-крит = 2,17; р?0,01);  Амтхауэр7 (t-крит = 3,82; р?0,01) и Амтхауэр5 (t-крит = 6,09; р?0,01). По основному субтесту Амтхауэр 8  - статистически значимые различия выявлены не были.

 

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп  9-х классов по диагностике  технических способностей. Уровень выраженности показателя в группах.

                                             Таблица 11.2. «Технические способности»

 

Амтхауэр 8

Амтхауэр 3

Равен С

Равен Д

Амтхауэр 7

Амтхауэр 5

Группы

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Уровень
развития
показателя

хор

хор

хор

ср

ср

ср

ср

ср

хор

хор

хор

хор

Уровень выраженности показателя для 9-х классов

 

10-16

 

6-9

 

8-9

 

8-9

 

10-14

 

10-14

Величина среднего показателя

11,98

12,37

11,67

8,72

9,91

9,08

9,49

8,48

13,07

11,17

13,89

10,17

Приложение № 7. Диаграмма 7

 

Сравнительный  анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 9-х классов по диагностике  способностей к естественным наукам.

                                                           Таблица 12.1. «Естественные науки»

 

Понятийное логическое мышление Амтхауэр 3

Динамическое визуальное мышление
Равен С

Понятийная категоризация
Амтхауэр 4

Интуитивное понятийное мышление
Амтхауэр 2

Экспериментальная группа

11,67

9,91

9,65

12,62

Контрольная группа

8,72

9,08

8,04

10,61

t - критерий

5,58

2,08

2,46

3,71

P

0.01

0.01

            0.01

            0.01

В результате диагностики способностей к естественным наукам выявлено, что показатели экспериментальной группы А, выше – показателей контрольной группы Б. Также выявлены статистически значимые различия по всем субтестам: Амтхауэр3 (t-крит = 5,58; р?0,01);  Равен С (t-крит = 2,08; р?0,01); Амтхауэр4 (t-крит = 2,46; р?0,01); Амтхауэр2 (t-крит = 3,71; р?0,01). Что может свидетельствовать о том, что учеников с более развитыми естественно-научными способностями в экспериментальной группе больше.

 

                                                           Таблица 12.2. «Естественные науки»

 

Амтхауэр 3

Равен С

Амтхауэр 4

Амтхауэр 2

Группы

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Уровень
развития
показателя

хор

ср

ср

ср

ср

ср

хор

ср

Уровень выраженности показателя для 9-х классов

 

6-9

 

8-9

 

6-9

 

7-10

Величина среднего показателя

11,67

8,72

9,91

9,08

9,65

8,04

12,62

10,61

Приложение № 8. Диаграмма 8

Сравнительный  анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп 9-х классов по диагностике  способностей к гуманитарным  наукам.

                                                          Таблица 13.1. «Гуманитарные науки»

 

Интуитивное понятийное мышление
Амтхауэр 2

Эстетическое развитие (Показатель I личностного опросника Кетелла)

Экспериментальная группа

12,62

6,5

Контрольная группа

10,61

6,13

t - критерий

3,71

0,82

P

            0.01

Не знач.

По результатам диагностики гуманитарных способностей видно, что средний показатель по основному субтесту Амтхауэр 2 выше в экспериментальной группе – 12, 62,  но по субтесту эстетического развития Кетелл (I) средний показатель также выше в экспериментальной  группе – 6,5. Статистически значимые различия выявлены по субтесту Амтхауэр2 (t-крит = 3,71; р?0,01). 

 

Сравнительный анализ средних показателей контрольной  и экспериментальной групп по диагностике гуманитарных  способностей. Уровень выраженности показателя в группах.

 

                                                          Таблица 13.2. «Гуманитарные науки»

 

Амтхауэр 2

Кетелл (I)

 

Группы

 

А

Б

А

Б

Уровень
развития
показателя

 

хор

 

ср

 

ср

 

ср

Уровень выраженности показателя для 9-х классов

 

7-10

 

5-6

Величина среднего показателя

12,62

10,61

6,5

6,13

Приложение № 9. Диаграмма 9

 

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной  групп 9-х классов по диагностике  лингвистических способностей.

                                                    Таблица 14.1. «Лингвистические способности»

 

Понятийная категоризация
Амтхауэр 4

Логическая оперативная память
Амтхауэр 9

Абстрактное мышление Амтхауэр 6

Коммуникативная активность (Показатель Н личностного опросника Кетелла)

Экспериментальная группа

9,65

17,77

15,48

7,65

Контрольная группа

8,04

17,46

14,14

7,64

t - критерий

2,46

0,55

2,25

0,04

P

            0.01

Не знач.

            0.01

Не знач.

Как видно из представленной выше таблицы средние показатели экспериментальной группы выше средних показателей контрольной группы по всем субтестам, но статистически значимые различия выявлены по субтесту Амтхауэр4 (t-крит = 2,46; р?0,01);  субтесту Амтхауэр6 (t-крит = 2,25; р?0,01). По субтесту Амтхауэр 9 и Кеттелл (H) статистически значимых различий выявлено не было.

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп по диагностике лингвистических способностей. Уровень выраженности показателя в группах.

                                          Таблица 14.2. «Лингвистические способности»

 

Амтхауэр 4

Амтхауэр 9

Амтхауэр 6

Кетелл (Н)

Группы

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Уровень
развития
показателя

 

ср

 

ср

 

хор

 

хор

 

хор

 

хор

 

ср

 

ср

Уровень выраженности показателя для 9-х классов

 

6-9

 

16-18

 

10-15

 

5-7

Величина среднего показателя

9,65

8,04

17,77

17,46

15,48

14,14

7,65

7,64

Приложение № 10. Диаграмма 10

Сравнительный анализ средних показателей контрольной и экспериментальной групп параллели 9-х классов позволяет сделать следующие выводы: экспериментальная группа имеет более значительное развитие познавательных способностей, чем учащиеся, составляющие контрольную группу – группу Б, что показали результаты исследования по следующим субтестам:  Амтхауэр 2, Амтхауэр 3, Амтхауэр 4, Амтхауэр 5, Амтхауэр 6, Амтхауэр 7, Амтхауэр 9, Равен С, Равен Д. По результатам субтестов Амтхауэр 8, Кетелл (I), показатели выше в контрольной группе, причем в анализе развития технических способностей субтест Амтхауэр 8 является основным.
Полученные в результате диагностики  средние показатели экспериментальной группы попадают в зоны  среднего и хорошего уровня развития.
                          Таблица 12. «Уровень развития показателя 8-9 классы»

 

Субтест

                           Уровень развития показателя

Э Г (А) 8 класс

К Г (Б) 8 класс

Э Г (А) 9 класс

КГ (Б) 9 класс

Амтхауэр 2

хороший

хороший

хороший

средний

Амтхауэр 3

хороший

хороший

хороший

средний

Амтхауэр 4

средний

средний

средний

средний

Амтхауэр 5

хороший

хороший

хороший

хороший

Амтхауэр 6

хороший

хороший

хороший

хороший

Амтхауэр 7

средний

средний

хороший

хороший

Амтхауэр 8

средний

средний

хороший

хороший

Амтхауэр 9

высокий

хороший

хороший

хороший

Равен С

средний

средний

средний

средний

Равен D

средний

средний

средний

средний

Кеттел I

средний

средний

средний

средний

Кеттел H

средний

средний

средний

средний

Средний уровень развития некоторых интеллектуальных операций в контрольной группе параллели 8 классов встречается с частотой 58%, хороший уровень составляет 41.6%, то есть учащиеся в контрольной группе изначально по большей части субтестов дали средние результаты.
Приложение № 11. Диаграмма 11
В экспериментальной группе параллели 8-х классов средний уровень встречается с частотой  также 58%, хороший уровень – 33.3%, и высокий уровень 8.3%. Из чего можно сделать вывод, что в параллели 8-х классов есть незначительные изменения в уровне развития познавательной сферы.
Приложение № 12. Диаграмма 12
Средний уровень развития в параллели 8-х классов выявлен в таких субтестах как Амтхауэр 4, Амтхауэр 7, Амтхауэр 8, Равен С, Равен D, Кеттел I,  Кеттел H.  Хороший уровень выявлен в субтестах Амтхауэр 2, Амтхауэр 3, Амтхауэр 5, Амтхауэр 6. И высокий уровень в субтесте Амтхауэр 9.
Средние показатели свидетельствуют о том, что интеллектуальные операции сформированы, но не в достаточной мере, эти результаты, также помогают выявить какого рода трудности, и по каким предметам могут возникать у подростков.
Средний уровень развития некоторых интеллектуальных способностей в контрольной группе параллели 9-х классов встречается с частотой 58.3%, хороший уровень составляет 41.6%, то есть учащиеся контрольной группы, так же как и учащиеся, составляющие контрольную группу параллели 8-х классов,  по большинству субтестов показали средние результаты, что свидетельствует о среднем развитии большинства интеллектуальных функций. Средние показатели говорят о том, что функция развита в недостаточной мере.
Приложение № 13. Диаграмма 13
В экспериментальной группе параллели 9-х классов средний уровень развития встречается с частотой 41.6%, хороший – 58.3%. Из чего можно сделать вывод: интеллектуальное развитие экспериментальной группы 2013 года, превосходит интеллектуальное развитие контрольной группы 2010 года, что может быть связано  увеличением способных учеников, с увеличение ребят с более развитыми интеллектуальными функциями.  
Приложение № 14. Диаграмма 14
Средний уровень принадлежит субтестам Амтхауэр 4, Равен С, Равен Д, и шкалам Кетелл (I) и Кетелл (Н).  В зоны хорошего уровня попадают средние показатели по субтестам Амтхауэр 6, Амтхауэр 5,  Амтхауэр 3, Амтхауэр 8, Амтхауэр 7,  Амтхауэр 9.
Как видно из процентного соотношения уровня развития некоторых интеллектуальных функций в параллели 8 классов, изменения практически не наблюдаются, они есть, но только по одному субтесту, Амтхауэр 9, те  слова, которые ребята заучивают из года в год, могли прочно зафиксироваться в долговременной памяти, что облегчило решение задачи в этом году.  В свою очередь, в экспериментальной  параллели 9-х классов изменения заметны, и наблюдаются в таких субтестах как Амтхауэр 2 (интуитивное, понятийное мышление) и Амтхауэр 3 (понятийное логическое мышление).

 

 

Список использованной литературы:

    • Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников / книга 1 / Л. А. Ясюкова. – Издание 2-е. – СПб.: ИМАТОН, 2007. – 240 с.