>

Приложение № 2

КОНСТРУКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Возраст обучающихся

Характеристика возрастных особенностей

Основные мотивы учебной деятельности

Педагогические приемы повышения мотивации

Дошкольники

Память  характеризуется постоянным переходом от непроизвольного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию, проявляются первые признаки смыслового запоминания. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного, а затем наглядно-образного к словесно-логическому.
Внимание неустойчивое и непроизвольное.
Восприятие носит непроизвольный характер.
Речь диалогическая, контекстная.
Происходит  быстрое развитие воображения: от репродуктивного — в начале, к творческому и преобразующему в конце этого периода.
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника: в рисование, лепку, сочинение сказок и стишков.
Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра.
Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.
Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

Игровой, учебный

Словесно-дидактические игры («Загадки Веселого
Карандаша», «Наоборот»);
Игры-инсценировки («Три медведя», «Считалочка»);
Игры с правилами (««Угадай, кто на тебя смотрит», «Геометрическое домино»);
Дидактические игры с элементами движения («Мы – веселые ребята», «Нос – Ухо – Нос»);
Сюжетно-ролевые игры («Ателье», «Магазин»);
Пальчиковые игры («Моя семья», «Раз-два-три-четыре-пять…)
Подвижные игры («Бегите ко мне», «Мыши и кот», «Наседка с цыплятами» и т.д.);
Речевые игры («Скажи как я»), «Игры для язычка»);
Музыкальные игры («Сказка-шумелка», «Трусливый заяц»);
Театрализованные игры,
Игры-драматизации,
Настольно-печатные игры («Лото», «Пазлы»);
Экологические игры («Береги природу», «Кто, где живет»);
Просмотр  и обсуждение мультфильмов, телепередач;
Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;
Рассматривание о обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
Создание ситуаций педагогических, морального выбора;

Беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы педагога детям об интересных фактах и событиях, ситуативные разговоры с детьми;
Наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
Проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
Оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями; тематических выставок (по временам года, настроению), выставок детского творчества, уголков природы;
Викторины;
Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и т.д.), произведений искусства;
Слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
Использование ИКТ и ЭОРов;
Экскурсии в школу, по экологической тропе;
Концерты;
Праздники («Осенние чудинки», «Пасха»);
Утренники («Встреча Нового года»);

Начальная школа

Стремление к познанию;
Память: запоминают мало, но быстро (узнал основу – ну, все, я все знаю)
Происходит развитие словесно-логической формы мышления.

Учебный
Игровой
Получение отметки

Нестандартные уроки

  1. Урок – путешествие
  2. Урок – игра
  3. Урок – викторина
  4. Урок – исследование
  5. Урок – встреча
  6. Сюжетный урок
  7. Урок защиты творческих заданий

Эффективные приёмы на различных этапах урока
Начало урока
Интеллектуальный марафон, удивляй, «да - нетка», театрализация, игра в случайность, фантастическая добавка, дидактическая игра
Объяснение нового материала
Привлекательная цель, проблемная ситуация, прогнозирование, вопрос к тексту, лови ошибку
Закрепление, отработка умений
Игры-тренинги, дидактическая игра кроссворды, загадки, ребусы, сочинение сказок, составление заданий, самопроверка, взаимопроверка
Повторение
«да - нетка», игра в случайность, дидактическая игра, творческие задания
Домашнее задание
Три уровня, необычная обычность
Конец урока
Отсроченная загадка
Приемы создания ситуации успеха
Преодоление страха («Ничего страшного…», «Бывает, что люди боятся…»)
Скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …», «Ты же знаешь, что …»)
Авансирование («У тебя всё получится…», «Ты вспомнишь…»)
Персональная исключительность (Только у тебя может получиться …»)
Усиление мотивации («Нам это нужно для …»)
Высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательна…»)

Основная школа
5-6 класс

В среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте интересов.

Учебный, позиционный

Мозговой штурм «кластер»
На доске написано ключевое слово или предложение. Вокруг него дети пишут слова, словосочетания, фразы, которые ассоциируются у них с этим словом. Затем спикер составляет единый рассказ, в котором объединены слова, написанные на доске.
Групповая работа. «Эксперты»
Более подготовленный ученик является экспертом группы, где остальные дети сдают ему усвоенный ранее материал.
Взаимопроверки.
Обмен тетрадями, проверка заданий, выставление оценок.
Решение ситуативных задач: интервью, инсценировки, проигрывание ситуаций, тренировка беглой речи в заданиях «вопрос-ответ», разыгрывание диалогов (на уроках иностранного языка).
Приёмы развития мыслительных операций.
Логические задачи на поиск закономерностей, сюжетные задачи, поиск нестандартных приёмов решения, головоломки, счёт с препятствиями, задания шифровки, задачи комбинаторного типа: Например; сколько двузначных чисел можно составить, используя цифры 1,4,7.
Упражнения на выделение истинных ложных высказываний:
Каждому высказыванию соответствует буква алфавита. Из букв истинных высказываний составить название животного, страны,  какой либо математический термин.
Упражнения направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т.д. (как видим, данные слова можно объединить по группам, которые обобщенно называют: обувь, пища, явления природы, части суток, эмоции, транспорт, растения).
Для развития операций анализа и синтеза можно использовать, упражнения«Найди как можно большего общего и различного в понятиях». Хлеб и масло, нос и глаз, флаг и гимн.
Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.
Примерные виды задания:
Учитель-врач
ученик (подбери нужное слово)
Упражнение «Анаграмма» (буквосочетания из которых необходимо составлять осмысленное слово) Например: ланеп-пенал.
Интерактивные методы (синквейн)
Один из методов запоминания учебного материала.
Проектные работы (давать подготовить проекты тем ученикам, у которых снижен уровень мотивации).
Приём – яркое пятно (сценка, загадка…)
Другие формы организации обучения, способствующие мотивации:
-экскурсии, виртуальные экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы.
- практические работы (в том числе и домашние (например, как распространяется свет в воздухе).
-мини-лекции, с целью формирования умений концентрировать внимание.
- исследовательская работа - выдвижение гипотез (столкновение мнений взрослого и ребенка, жизненного опыта и научного).

Основная школа
7-8 класс

Активное самостоятельное мышление.
Коммуникативная деятельность.
Групповое общение.
Увеличение объема восприятия.
Развитие теоретического и абстрактного мышления.

Позиционный, социальный, учебный.

Дифференцированные задания
Создание викторин-презентаций
Разработка проектов
Новые приемы выставления оценок (каждый вид деятельности оценивается по-разному)
Опора на межпредметные связи
Встреча с выпускниками
Участие в олимпиадах
Прием «найди ошибку»
Прием «новый учитель» (ученикам дается задание на опережения)
Проведение опытов
Творческие домашние работы (кроссворды, ребусы)
Целеполагание на уроке учащимися
Бинарные уроки
Самопроверка и взаимопроверка
Проблемные ситуации
Прием «мозговой штурм»
Прием «фантазёр» (назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни)

Старшая  школа
9-11 класс

Самоопределение, оформление морально-нравственных, социальных принципов.
Формирование «Я-концепции».
Продолжение гормональной перестройки организма – перепады настроения, снижение контроля за эмоциями.

Учебный, социальный, позиционный

Диалоги:

  1. Побуждающий (развитие творческих способностей)
  2.  Подводящий  (развитие логического мышления)

Прием  «Яркое пятно»
Актуальность
Выдвижение гипотез
Прием «Эффект бабочки» (работа с доской
Фазы урока (10+20+10)
Введение новых понятий по формуле (7+-2)