Приложение № 5

Положение о научном обществе учащихся
МАОУ   «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Петропавловска – Камчатского


Организация научно-исследовательской деятельности учащихся  - это составная часть обучения и воспитания.  Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить ученикам возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.
Членами НОУ являются учащиеся 8-11 классов, изъявившие желание участвовать в  научно- исследовательской деятельности.
Работа в научном обществе даёт ученикам возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  1. развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки;
  2. формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  3. даёт возможность проверить  свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  4. воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  5. благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, ученики получают  дополнительную научную  информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Главным событием и одновременно результатом работы НОУ является традиционная  для школы научно – практическая конференция. Проводится ежегодно в  последний день третьей четверти,  учащиеся становятся участниками научной конференции: докладчиками или активными слушателями. Лучшие работы участвуют в краевых «Рождественских чтениях» проводимые центром работы с одаренными детьми «Эврика» и в студенческих конференциях КАМГУ имени Витуса Беринга.
 Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование творчества учащихся. Исследовательская работа  представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе представляет интерес для развития познавательной мотивации школьников. В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и работа факультативов и спецкурсов, участие учащихся в разнообразных конференциях, олимпиадах. Следует отметить, что необходимость создания НОУ учеников продиктована всем ходом развития школы. На сегодняшний день накоплен серьёзный опыт организации исследовательской деятельности учащихся. НОУ было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.
Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.
В процессе школьного исследование действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
• непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
• межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навык исследовательского труда.
• свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
• индивидуализации образовательной траектории учащихся;
• создания условий для самореализации личности;
• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
• информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества

Если говорить о непосредственных целях и задачах научного общества учеников, то они заключаются в следующем:
Цели:
1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;
2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.
Задачи НОУ:
Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
• информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества

  1. формирование у учащихся представлений о целостной картине мира;
  2. широкое привлечение учеников к участию в научно - исследовательской работе;
  3. пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
  4. знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
  5. формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия;
  6. развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники;
  7. ранняя профессиональная ориентация учащихся;
  8. создание системы взаимодействия «школа – вуз».
  9. понимание  значимости, своей принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками,

Права и обязанности участников НОУ
Права:

  1.  выбрать тему в соответствии со своими интересами;
  2.  использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
  3.  получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителя и научных консультантов ученической исследовательской работы;
  4.  свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;
  5. возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях

Обязанности исполнителей ученической исследовательской работы:

  • выполнение исследования в соответствии с требованиями, утвержденными в образовательном учреждении;
  • соблюдение графика работ в соответствии с рабочей программой исследования;
  •  соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения.