Положение о научном обществе учащихся
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Петропавловска – Камчатского
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся - это составная часть обучения и воспитания. Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.
Членами НОУ являются учащиеся 8-11 классов, изъявившие желание участвовать в научно- исследовательской деятельности.
Работа в научном обществе даёт ученикам возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
-
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
-
формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
-
даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
-
воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
-
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Главным событием и одновременно результатом работы НОУ является традиционная для школы научно – практическая конференция. Проводится ежегодно в последний день третьей четверти, учащиеся становятся участниками научной конференции: докладчиками или активными слушателями. Лучшие работы участвуют в краевых «Рождественских чтениях» проводимые центром работы с одаренными детьми «Эврика» и в студенческих конференциях КАМГУ имени Витуса Беринга.
Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование творчества учащихся. Исследовательская работа представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе представляет интерес для развития познавательной мотивации школьников. В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и работа факультативов и спецкурсов, участие учащихся в разнообразных конференциях, олимпиадах. Следует отметить, что необходимость создания НОУ учеников продиктована всем ходом развития школы. На сегодняшний день накоплен серьёзный опыт организации исследовательской деятельности учащихся. НОУ было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.
Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.
В процессе школьного исследование действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
• непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
• межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навык исследовательского труда.
• свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
• индивидуализации образовательной траектории учащихся;
• создания условий для самореализации личности;
• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
• информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
Если говорить о непосредственных целях и задачах научного общества учеников, то они заключаются в следующем:
Цели:
1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;
2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.
Задачи НОУ:
Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
• информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
- формирование у учащихся представлений о целостной картине мира;
- широкое привлечение учеников к участию в научно - исследовательской работе;
- пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
- знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
- формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия;
- развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники;
- ранняя профессиональная ориентация учащихся;
- создание системы взаимодействия «школа – вуз».
- понимание значимости, своей принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками,
Права и обязанности участников НОУ
Права:
- выбрать тему в соответствии со своими интересами;
- использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
- получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителя и научных консультантов ученической исследовательской работы;
- свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;
- возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях
Обязанности исполнителей ученической исследовательской работы:
- выполнение исследования в соответствии с требованиями, утвержденными в образовательном учреждении;
- соблюдение графика работ в соответствии с рабочей программой исследования;
- соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения.