Приложение № 6

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ОДАРЕННОСТЬ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Подпись: Одаренные дети.  Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями,  могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
Подростковый период – особый период в развитии личности. Подросток начинает отделяться от взрослых, при этом ожидая понимания своих стремлений и желаний, поддержки и жоверия. Для подростка важно признание старшими его равноправия с ним. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.
Возраст с 12 до 14 лет считается критическим периодом развития.
Одаренные дети часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Одаренный ребенок быстрее взрослеет, раньше формируется как личность, и в среде сверстников он отличается благодаря присутствию определенных личностных качеств и свойств.
Одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей:

  1. Интеллект выше среднего;
  2. Обостренное чувство справедливости;
  3. Развитая система личных ценностей;
  4. Хорошо сформированное чувство юмора;
  5. Наличие преувеличенных страхов;
  6. Упорство в достижении результатов;
  7. Прерывание собеседника, так как нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал;
  8. Стремление продемонстрировать свои знания и привычка исправлять других в разговоре;
  9. Высмеивание окружающих как ответ на травмирующий фактор, - так ребенок стремится защитить себя от источника боли доступными ему средствами.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ


     В познавательной сфере содержательно различаются следующие уровни (стадии): любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.
(Анкета для учителей)
Уважаемый учитель! Для уточнения особенностей  познавательного интереса вашего ученика______________ и выстраивания программы эффективной помощи ему, просим Вас ответить на ряд вопросов. Для этого необходимо поставить галочку в соответствующей графе, в зависимости от того, как часто, анализируемый Вами признак проявляется в деятельности ученика: всегда, часто, редко, никогда.


Вопросы

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Любопытство – эмоционально-ориентировочная реакция

1

На уроках  ученику  особенно притягательна необычность формы подачи материала,  загадочность   и новизна.

 

 

 

 

  2

 На уроках любит   фантазировать, не заботясь о глубине и качестве обоснования  своих фантазий.

 

 

 

 

3

Если этого не требует учитель, не любит, «уходит» от проектно-исследовательской деятельности, хотя умен и мог бы учится на «хорошо» и «отлично».

 

 

 

 

4

Демонстрирует личностные качества «олимпиадного бойца».  Очень значимо место, которое он (а) занимает в соревновании

 

 

 

 

5

Интересна образовательная деятельность, ограниченная «добыванием» информационного знания и решение преимущественно репродуктивных задач (рассматривает это как соревнование)

 

 

 

 

Любознательность - активное видение мира, стремление разгадывать тайны, загадки окружающей действительности

1

В  интеллектуальных соревнованиях привлекает возможность решить трудную задачу, разобраться в проблеме, нежели получить высокую отметку, занять призовое (первое)  место.

 

 

 

 

2

Сталкиваясь с новой для себя информацией, проявляет к ней живой и продолжительный интерес, даже если  к этому его никто не понуждает.

 

 

 

 

3

  Диапазон познавательного интереса  ученика достаточно широк, устойчив и поддерживается им сознательно   (долго не угасает)

 

 

 

 

4

Неудачи, стимулирует самостоятельную познавательную активность ученика, которая    завершается лишь после нахождения ответа, снятия проблемы.

 

 

 

 

5

 В познавательной деятельности, встречаясь с незнанием,  как правило, прибегает к чтению дополнительной   литературы, которую ищет самостоятельно и охотно изучает.

 

 

 

 

     Познавательный интерес – избирательная направленность на определенные (учебные) предметы,  на информационный поиск

1

 Отличается общей, «внутренней» познавательной активностью, ровно и хорошо учится по всем предметам   

 

 

 

 

 

2

Самостоятельно ставит перед собой вполне конкретные познавательные  цели и старается их достичь

 

 

 

 

3

 Познавательные интересы имеют устойчивую и конкретную предметную направленность.

 

 

 

 

4

 Практически самостоятельно осваивает ряд школьных предметов (хотя бы один). Не удовлетворен объяснениями, которые даются в обычных учебниках, самостоятельно стремится уточнить содержание изучаемого предмета, часто прибегает к чтению первоисточников. 

 

 

 

 

5

Демонстрирует  углубленные знания, полученные им самостоятельно, которые превышают требуемый уровень на данном году обучения (хотя бы по одному предмету).

 

 

 

 

Теоретический интерес

1

Удивляет своим глубоким видением  мира, своей позицией во всем видеть загадку, поле для познания.

 

 

 

 

2

 Отличается авторским (т.е. не навязанным кем-то) углубленным отношением к сущности  природных явлений и окружающей действительности

 

 

 

 

3

 Интересует не столько разгадывание (разрешение)    проблем и противоречий, сформулированных кем-то, сколько авторское (самостоятельное) формулирование гипотез и попытка самостоятельного объяснения, казалось бы, очевидных явлений

 

 

 

 

4

Стремится как к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и использованию их как инструмента познания. Захвачен (а) необходимостью докопаться до истины без внешнего понуждения

 

 

 

 

5

 Высказывает свое видение мира достаточно разумное и непротиворечивое, хотя и не совпадающее с общепринятой точкой зрения

 

 

 

 

 

Ваши уточнения__________________________________________________________
Число                                                                    ФИО и Подпись учителя

Обработка анкетных данных
Каждому утверждению, в зависимости от встречаемости,   присваивается определенный  балл (В-100, Ч-75, Р-25, Н-0). Далее высчитывается среднее арифметическое по каждому уровню. Актуальным считается тот уровень, по которому зарегистрирован максимально высокий средний показатель. При равенстве показателей (+\- 0,5 после запятой) в качестве актуального рассматривается уровень, стоящий выше по развитости познавательного интереса (например, если уровни «любопытство» и «любознательность» показали одинаковый результат,   можно говорить о «любознательности» как актуальном уровне развития познавательного интереса данного ученика). По данным лаборатории СОУ Зеленоградского ЦПМСС  учащиеся с проявленной одаренностью до 12 лет в 78% (учащиеся начальной школы – 98%) демонстрировали развитую любознательность. Собственно познавательный интерес (как уровень) – 19%, теоретический интерес - 3% (трое учащихся 4 и 5 класса). Учащиеся старших классов с проявленной одаренностью по результатам данного анкетирования имели следующее распределение: любознательность - 12%, познавательный интерес -76% , теоретический интерес -12%.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы ваша любовь и поддержка:

  1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  2. Оценивайте уровень развития ребенка.
  3. Избегайте длинных объяснений или бесед  (нередко одаренный ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал, длинные объяснения вызывают раздражение).
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  6. Развивайте в своих детях следующие качества:

-  уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
7. Поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к  неудачам. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом  и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе.
8. Будьте терпимы к окружающим вас странным идеям, уважайте любознательные потребности ребенка.
9. Оставляйте ребенка одного наедине с его творчеством. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого общения.
10. Постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуется время и терпение. Подросток должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт.
11.Было бы хорошо найти своему ребенку «компаньона» (такого же возраста или старшего наставника). Это позволит ребенку не замкнуться и найти полезное общение.
12. Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача – вещь нормальная, случающаяся со всеми.

 

Рекомендации

 по проведению занятиий с детьми  5 – 7 лет

1.  Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
2.  Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3.  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4.  Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5.  В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
6.  Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7.  Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8.  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.