ОДАРЕННОСТЬ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Одаренные дети. Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
Подростковый период – особый период в развитии личности. Подросток начинает отделяться от взрослых, при этом ожидая понимания своих стремлений и желаний, поддержки и жоверия. Для подростка важно признание старшими его равноправия с ним. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.
Возраст с 12 до 14 лет считается критическим периодом развития.
Одаренные дети часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Одаренный ребенок быстрее взрослеет, раньше формируется как личность, и в среде сверстников он отличается благодаря присутствию определенных личностных качеств и свойств.
Одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей:
- Интеллект выше среднего;
- Обостренное чувство справедливости;
- Развитая система личных ценностей;
- Хорошо сформированное чувство юмора;
- Наличие преувеличенных страхов;
- Упорство в достижении результатов;
- Прерывание собеседника, так как нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал;
- Стремление продемонстрировать свои знания и привычка исправлять других в разговоре;
- Высмеивание окружающих как ответ на травмирующий фактор, - так ребенок стремится защитить себя от источника боли доступными ему средствами.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
В познавательной сфере содержательно различаются следующие уровни (стадии): любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.
(Анкета для учителей)
Уважаемый учитель! Для уточнения особенностей познавательного интереса вашего ученика______________ и выстраивания программы эффективной помощи ему, просим Вас ответить на ряд вопросов. Для этого необходимо поставить галочку в соответствующей графе, в зависимости от того, как часто, анализируемый Вами признак проявляется в деятельности ученика: всегда, часто, редко, никогда.
№ |
Вопросы |
Всегда |
Часто |
Редко |
Никогда |
Любопытство – эмоционально-ориентировочная реакция |
1 |
На уроках ученику особенно притягательна необычность формы подачи материала, загадочность и новизна. |
|
|
|
|
2 |
На уроках любит фантазировать, не заботясь о глубине и качестве обоснования своих фантазий. |
|
|
|
|
3 |
Если этого не требует учитель, не любит, «уходит» от проектно-исследовательской деятельности, хотя умен и мог бы учится на «хорошо» и «отлично». |
|
|
|
|
4 |
Демонстрирует личностные качества «олимпиадного бойца». Очень значимо место, которое он (а) занимает в соревновании |
|
|
|
|
5 |
Интересна образовательная деятельность, ограниченная «добыванием» информационного знания и решение преимущественно репродуктивных задач (рассматривает это как соревнование) |
|
|
|
|
Любознательность - активное видение мира, стремление разгадывать тайны, загадки окружающей действительности |
1 |
В интеллектуальных соревнованиях привлекает возможность решить трудную задачу, разобраться в проблеме, нежели получить высокую отметку, занять призовое (первое) место. |
|
|
|
|
2 |
Сталкиваясь с новой для себя информацией, проявляет к ней живой и продолжительный интерес, даже если к этому его никто не понуждает. |
|
|
|
|
3 |
Диапазон познавательного интереса ученика достаточно широк, устойчив и поддерживается им сознательно (долго не угасает) |
|
|
|
|
4 |
Неудачи, стимулирует самостоятельную познавательную активность ученика, которая завершается лишь после нахождения ответа, снятия проблемы. |
|
|
|
|
5 |
В познавательной деятельности, встречаясь с незнанием, как правило, прибегает к чтению дополнительной литературы, которую ищет самостоятельно и охотно изучает. |
|
|
|
|
Познавательный интерес – избирательная направленность на определенные (учебные) предметы, на информационный поиск |
1 |
Отличается общей, «внутренней» познавательной активностью, ровно и хорошо учится по всем предметам |
|
|
|
|
2 |
Самостоятельно ставит перед собой вполне конкретные познавательные цели и старается их достичь |
|
|
|
|
3 |
Познавательные интересы имеют устойчивую и конкретную предметную направленность. |
|
|
|
|
4 |
Практически самостоятельно осваивает ряд школьных предметов (хотя бы один). Не удовлетворен объяснениями, которые даются в обычных учебниках, самостоятельно стремится уточнить содержание изучаемого предмета, часто прибегает к чтению первоисточников. |
|
|
|
|
5 |
Демонстрирует углубленные знания, полученные им самостоятельно, которые превышают требуемый уровень на данном году обучения (хотя бы по одному предмету). |
|
|
|
|
Теоретический интерес |
1 |
Удивляет своим глубоким видением мира, своей позицией во всем видеть загадку, поле для познания. |
|
|
|
|
2 |
Отличается авторским (т.е. не навязанным кем-то) углубленным отношением к сущности природных явлений и окружающей действительности |
|
|
|
|
3 |
Интересует не столько разгадывание (разрешение) проблем и противоречий, сформулированных кем-то, сколько авторское (самостоятельное) формулирование гипотез и попытка самостоятельного объяснения, казалось бы, очевидных явлений |
|
|
|
|
4 |
Стремится как к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и использованию их как инструмента познания. Захвачен (а) необходимостью докопаться до истины без внешнего понуждения |
|
|
|
|
5 |
Высказывает свое видение мира достаточно разумное и непротиворечивое, хотя и не совпадающее с общепринятой точкой зрения |
|
|
|
|
Ваши уточнения__________________________________________________________
Число ФИО и Подпись учителя |
Обработка анкетных данных
Каждому утверждению, в зависимости от встречаемости, присваивается определенный балл (В-100, Ч-75, Р-25, Н-0). Далее высчитывается среднее арифметическое по каждому уровню. Актуальным считается тот уровень, по которому зарегистрирован максимально высокий средний показатель. При равенстве показателей (+\- 0,5 после запятой) в качестве актуального рассматривается уровень, стоящий выше по развитости познавательного интереса (например, если уровни «любопытство» и «любознательность» показали одинаковый результат, можно говорить о «любознательности» как актуальном уровне развития познавательного интереса данного ученика). По данным лаборатории СОУ Зеленоградского ЦПМСС учащиеся с проявленной одаренностью до 12 лет в 78% (учащиеся начальной школы – 98%) демонстрировали развитую любознательность. Собственно познавательный интерес (как уровень) – 19%, теоретический интерес - 3% (трое учащихся 4 и 5 класса). Учащиеся старших классов с проявленной одаренностью по результатам данного анкетирования имели следующее распределение: любознательность - 12%, познавательный интерес -76% , теоретический интерес -12%.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы ваша любовь и поддержка:
- Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
- Оценивайте уровень развития ребенка.
- Избегайте длинных объяснений или бесед (нередко одаренный ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал, длинные объяснения вызывают раздражение).
- Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
- Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
- Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
7. Поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе.
8. Будьте терпимы к окружающим вас странным идеям, уважайте любознательные потребности ребенка.
9. Оставляйте ребенка одного наедине с его творчеством. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого общения.
10. Постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуется время и терпение. Подросток должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт.
11.Было бы хорошо найти своему ребенку «компаньона» (такого же возраста или старшего наставника). Это позволит ребенку не замкнуться и найти полезное общение.
12. Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача – вещь нормальная, случающаяся со всеми.
Рекомендации
по проведению занятиий с детьми 5 – 7 лет
1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
|