Содержание программы
Программа 1 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. На что похожа буква.. (11 часов)
Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква потерялась», кроссворды, «Веселые стихи» Заходера. Создание «маленького словарика» для слов, начинающихся на одну букву.
Раздел. Народное творчество. (8 часов)
Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Рисование загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц, поговорок. Простые русские игры.
Раздел. Игра со словами. (10 часов)
Знакомство с минимальной единицей языка(слогом, словом) Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова», «Слоговой аукцион». Использование сборника «Занимательная грамматика».
Раздел. Разное. (6 часов)
Тематическое планирование. 1 класс. 1 час в неделю.
Занятие |
Тема |
Колич.час |
Число |
1. |
Введение в курс |
1 ч. |
|
2-12 |
На что похожа буква?
- Фонетическая зарядка.
- Кто внимательней? (выделение звука)
- Сказка про буквы.
- Кто больше?
- Любопытный (сказка на одну букву).
- Доскажи словечко (отгадки на одну букву).
- Буква потерялась.
- Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы.
- Анаграммы.
- Ребусы.
- Веселые стихи.
- «Маленький» словарик (крылатые слова, выражения, происхождение слов)
|
11 ч. |
|
13 -20 |
Народное творчество
- Загадки. Рисование загадок.
- Чистоговорки.
- Скороговорки.
- Пословицы, поговорки на определенные темы.
- Инсценировка пословиц, поговорок.
- Считалки. Игра «Поиграем в прятки».
- Детские потешки.
-Школьные частушки. |
8 ч. |
|
21-30 |
Игра со словами.
- Превращение слов.
- Словесная лесенка.
- Из одного слова – несколько.
- Слоговой аукцион.
- Закончи предложение (словом на определенную букву)
- Волшебная цепочка
- Слоговое лото
- Дополните слово
- Найди слово в слове |
10 ч. |
|
31 |
Соревнование телефонистов. |
1 ч. |
|
32. |
Рифмуем слова. |
1 ч. |
|
33. |
Послушай сказку, дружок. |
1 ч. |
|
34. |
Итоговое занятие. |
1 ч. |
|
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика» во втором классе
В результате изучения данного курса, во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать художественными средствами языка;
- перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
- находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить родственные слова;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по многозначности слова;
- находить ошибки в построении предложений;
- делать умозаключения.
Содержание программы
Программа 2 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Историческая страничка. (4 часа)
Знакомство с устной, письменной речью. Когда и как появилась речь? Как появился алфавит? Алфавиты разных языков.
Раздел. Русский язык – какой он. (3 часа)
Чтение русских народных сказок. Язык сказок, художественные средства языка сказок. Сочинение сказки (бытовой, приключенческой, на школьную тему).
Раздел. Язык и речь. (6 часов)
Потребность в речи. Язык «костра» у древних племен, язык «свиста», рисуночное письмо. Общепринятые символы.
Раздел. Главное правило. (5 часов)
Фонемы. Игры с фонемами. Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кит и кот».
Раздел. Из чего строятся слова?(7 часов)
Родственные слова. Многозначность слова. Слова-палиндромы.
Разное. (9 часов)
Знакомство с анаграммами, омонимами, омографами, омофонами, фразеологизмами.
Тематическое планирование 2 класс. 1 час в неделю
Занятие |
Тема |
Колич. часов |
Число |
1 |
Повторение за 1 класс. |
1 ч. |
|
2-5 |
Историческая страничка.
- Появление устной и письменной речи.
- Как появился алфавит.
- Появление букв ять, ижица.
- Древние письмена. |
4 ч. |
|
6-8 |
Русский язык – какой он?
- Жили-были или тридесятое царство.
- Попробуем написать сказку.
- Какие слова нам больше нужны? |
3 ч. |
|
9-14 |
Язык и речь.
- Нарисуй мне письмо.
- Какая бывает речь?
- Где рождается речь?
- Откуда разные языки?
- Языки живые и мертвые.
- Кто такой полиглот? |
6 ч. |
|
15-19 |
Главное правило.
- Ошибкоопасные места.
- Тайна фонемы.
- Опасные согласные.
- На сцене гласные.
- Фонемы повелевают буквами. |
5 ч. |
|
20-26 |
Из чего строятся слова?
- Строительная работа морфем.
- Где хранятся слова?
- Жизнь слова.
- Палиндромы - слова.
- Слова – «родственники».
- Не лезьте за словом в карман. |
7 ч. |
|
27 |
Анаграммы. Из нарицательных в собственные. |
1 ч. |
|
28 |
Омонимы. |
1 ч. |
|
29 |
Омофоны. |
1 ч. |
|
30 |
Омоформы. |
1 ч. |
|
31 |
Синонимы. |
1 ч. |
|
32 |
Антонимы. |
1 ч. |
|
33 |
Фразеологический зверинец. |
1 ч. |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 ч. |
|
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика» в третьем классе:
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать некоторыми способами редактирования текста.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
- выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;
- обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять тексты;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
- приводить примеры отрицательных предложений;
- проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание программы
Программа 3 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Историческая страничка. (3 часа)
Знакомство с историческими событиями о возникновении письменности, о первых книгопечатниках.
Раздел. Мир слов. (7 часов)
Знакомство с историзмами, архаизмами, неологизмами.
Раздел. Литературная страничка. (5 часов)
В гости приходят литературные герои.
Раздел. Развитие речи. (7 часов)
Редактирование текста.
Раздел. Словари.(6 часов)
Словари: орфографический, фразеологический, толковый, этимологический, синонимов.
Разное. (6 часов)
Тематическое планирование 3 класс. 1 час в неделю
Занятие |
Тема |
Колич. часов |
Число |
1 |
Повторение за 2 класс. |
1 ч. |
|
2-4 |
Историческая страничка.
- Появление устной и письменной речи.
- Первые книгопечатники.
- Первые книги.
|
3 ч. |
|
5-11 |
Мир слов.
- Историзмы.
- Слова – архаизмы
- Слова - неологизмы
- Нахождение слов в тексте.
- Еще слова.
- Найди сам.
- Помог словарик. |
7 ч. |
|
12-16 |
Литературная страничка.
- В гости к русским сказкам.
- В гости в Скандинавию.
- Африканские сказки.
- Сказки народов Камчатки
- Сказки народов мира. |
5 ч. |
|
17-23 |
Развитие речи.
- Продолжи текст.
- Вставь слово.
- Найди правильное слово.
- Редактирование текста.
- Начни текст.
- Что пропущено?
- Повторы. |
7 ч. |
|
24-29 |
Словари.
- Орфографический словарь
- Фразеологический словарь.
- Толковый словарь.
- Этимологический словарь.
- Словарь синонимов.
- Словарь ударений. |
6 ч. |
|
30 |
Тесты Айзенка |
1 ч. |
|
31. |
Ребусы |
1 ч. |
|
32 |
Кроссворды |
1 ч. |
|
33. |
Анаграммы |
1 ч. |
|
34. |
Итоговое занятие. |
1 ч. |
|
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
- определять виды отношений между частями речи;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать задания повышенной сложности.
Содержание программы
Программа 4 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Порядок. (7 часов)
Части речи в игре. Удивительное имя существительное. Замечательное имя прилагательное. Братцы-глаголы.
Раздел. Разное. (16 часов)
Рифмовка слов. Написание стихов. Театрализованные представления.
Раздел. Типы текстов. (3 часа)
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Раздел. Поиграем. (6 часов)
Игры: КВНы, викторины, чайнворды, ребусы, анаграммы, кроссворды.
Раздел. Историческая страничка.(2 часа)
Даль. Ожегов. Биографии.
Тематическое планирование 4 класс. 1 час в неделю
Занятие |
Тема |
Колич. часов |
Число |
1 |
Повторение за 3 класс. |
1 ч. |
|
2-8 |
Порядок (части речи).
- Как навести порядок.
- Части разные нужны, части разные важны.
- Как получше рассказать?
- Прилагательное – друг существительного.
- Как привести все в движение?
- Все происходит в разное время.
- Зачем речи наречия?
|
7 ч. |
|
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. |
«Глокая куздра»
- Точка, точка, запятая.
- Что можно строить из абзацев?
- Что важно в тексте?
- Автор, текст, читатель.
- Учимся писать стихи.
- Рифмованные точки.
- Учимся писать сказки.
- Что такое театр.
- Спектакль.
- Мы артисты.
- Представление. |
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч. |
|
21-23 |
Типы текстов.
- Текст-описание.
- Текст – повествование.
- Текст – рассуждение. |
3 ч. |
|
24-29 |
Поиграем!
- КВН.
- Литературная викторина.
- Чайнворд.
- Литературные герои в ребусах.
- Угадай меня.
- Объясни, кто я? |
6 ч. |
|
30-31 |
Историческая страничка.
- В. Даль.
- Ожегов. |
2 ч. |
|
32. |
Живая страничка.
Волк, медведь, заяц(происхождение слов) |
1 ч. |
|
33. |
Игра «Умники, умницы» |
1 ч. |
|
34 |
Итоговое занятие. |
1 ч. |
|
Информационные ресурсы
- Архипова Е. Развитие речи. М. «Открытый мир». 1995.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М. «Просвещение». 1991.
- Грабыльникова Т. Мир синтаксиса. М. 1995.
- Граник Г.Г. Секрет орфографии. М.»Просвещение». 1991.
- Леонович Е.Н. Родная словесность. М. «Дидакт».1992.
- Леонович Е.Н. Учимся говорить и писать. М. «Дидакт».1992.
- Монович Е.Н. В мире языка и речи. М. «Дидакт».1992.
- Титович И.Е. Мой язык.2,3,4 класс. М. «Баласс».1993.