Приложение № 8

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33
с углубленным изучением отдельных предметов»
Петропавловск-Камчатского  городского округа

Принято на заседании кафедры
МАОУ «Средняя школа № 33»
Протокол № ______
«____»________________2012 г.

Утверждаю
Директор
МАОУ «Средняя школа № 33»
__________________  Козырь И.Н.
«______»____________________2012

Программа внеурочной деятельности по математике «Мир логики»

Составлена  в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и авторской программы Лысенковой С.А.

 

Программу составила: Лысенкова С.А.

 

 

 

г. Петропавловск – Камчатский
2012

Пояснительная записка

                                                        Плохой учитель преподносит истину,
                                                                             хороший учит ее находить.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и познавательной активности.
В связи  с принятием  Стандартов нового поколения произошли изменения в структуре  Базисного учебного плана. Базисный учебный  план каждой ступени общего образования состоит из трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеучебная деятельность.
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.
Начальная школа МАОУ «СОШ № 33» работает по образовательной системе «Школа 2100».   
Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.  Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Благодаря умению логически мыслить, приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься  регулярно. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Курс «Мир логики» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Появление курса «Мир логики» связано с тем, что в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации.
      Актуальность выбора курса «Мир логики» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.
     Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Задания, предложенные в кружке «Мир логики» повышает у детей мотивацию к учению, позволяет им творчески использовать свой жизненный опыт. Достоинство кружка в том, что он позволяет учителю развивать творческие возможности ребенка, вводить его в необъятный мир логики, используя нестандартные методы.
Кружок «Мир логики» позволяет расширить речевое поле ребенка за счет введения новых математических понятий в активный словарь ребенка.
Курс имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала, что создает хорошие условия для совершенствования знаний, умений, навыков. Большие возможности для развития мышления младших школьников в процессе обучения заложены в математике, но они не реализуются сами собой, а требуют методического решения, а именно, организации занятий по развитию математических способностей. Программа кружка представляет собой интегрированный курс: в нем имеет место исторический, геометрический, алгебраический, арифметический материал.
Данная программа направлена на развитие всех сфер личности ученика: волевую, эмоциональную, интеллектуальную и сферу познавательного интереса. Прослеживается систематическое возвращение (на более высоком уровне в каждом следующем классе) геометрического, алгебраического, арифметического, исторического материалов.
Курс «Мир логики» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс.
С первых занятий в 1 классе идет систематическая работа по Заку (почтальон - вычислитель, обмены, просветы), упражнения на внимание (объем, переключение, распределение, концентрация). В системе идет работа по эвристическим задачам (на установление сходства и соответствия, на перебор вариантов, на комбинаторные действия).
Помимо терминологии дети усваивают и элементы математической символики. Решение простых нестандартных задач раскрывает смысл арифметических действий. Сложность рассматриваемых задач постепенно возрастает. Дети учатся решать задачи разными способами. В данной программе с 1 – го класса вводится много новых единиц измерения (например, длин Древней Руси). С 1 – го класса идет знакомство в игровой форме с геометрическими фигурами (точка, отрезок, угол). В 3 – 4 классах даются более глубокие понятия о видах углов, многоугольников.
Игровая деятельность занимает на занятиях кружка главное место. Все упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, логики представляются детям в виде игр, усложняясь с каждым годом.
Интенсивное развитие логического мышления помогает учащимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и правила, обобщать и делать выводы на других уроках. Данная программа закладывает основы гармоничного развития детей, способствует нормализации психических процессов, формированию положительных качеств личности младших школьников.

         Цели курса.

  • Развитие математических способностей.
  • Формирование приемов мыслительной деятельности.
  • Научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать, находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритмы, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

 

Задачи.

  • Знакомство со способами решения нестандартных задач ( поиск закономерностей, совокупности, сравнения)
  • Практическое овладение содержанием логических понятий, формирование логических умений.
  • Развивать речь детей, учить детей слышать и слушать.
  • Учить детей грамотно обращаться с информацией.
  • Формировать интерес к различным учебным предметам.
  • Воспитывать у детей трудолюбие, добиваться решения сложных задач, добросовестность, пробудить желание экспериментировать, проверять гипотезы.
  • Развивать память, мышление, внимание.

 

Структура курса.

  • Историческая страничка.
  • А.З. Зак «Путешествие в Сообразилию».
  • Страна Геометрия.
  • Игровые поля.
  • Нестандартные задачи.
  • Займемся вычислением.
  • Тесты Айзенка.
  • Для общей эрудиции.

 

Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу «Логика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений

    Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

    Описание ценностных ориентиров содержания курса «Мир логики»

      • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
      • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
      • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
      • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
      • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

      Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Мир логики»
      Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Мир логики»
      В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
      личностных результатов:

      • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
      • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

      Метапредметные результаты:
      Регулятивные УДД:

      • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
      • проговаривать последовательность действий;
      • учиться высказывать свое предположение (версию);
      • учиться работать по предложенному педагогом плану;
      • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
      • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

      Познавательные УДД:

      • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
      • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
      • учиться овладевать измерительными инструментами.

      Коммуникативные УДД:

      • учиться выражать свои мысли;
      • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
      • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

      Предметными результатами являются формирование следующих умений:

      • сравнивать предметы по заданному свойству;
      • определять целое и часть;
      • устанавливать общие признаки;
      • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
      • определять последовательность действий;
      • находить истинные и ложные высказывания;
        • наделять предметы новыми свойствами;
        • переносить свойства с одних предметов на другие. 

        Содержание программы

        Программа 1 класс. 1 час в неделю. (34 часа)

        Раздел. Историческая страничка. (5 часов)
        Общие понятия о том, как люди научились считать, о первых числах, магических числах.

        Раздел. А.З. Зак (5 часов)
        Простейшие интеллектуальные игры. Решение простейших математических задач в игровой форме.

        Раздел. Страна Геометрия. (4 часа)
        Знакомство с геометрией, как разделом математики. Знакомство с точкой, отрезком, лучом, квадратом.

        Раздел. Игровые поля. (3 часа)
        Знакомство с координатами точки (движение Муравья, Гусеницы). Движение точки в заданном направлении. Количество шагов.

        Раздел. Нестандартные задачи.(7  часов)
        Решение задач повышенной сложности.

        Раздел. Разное. (9 часов)
        Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Мир логики

Тематическое планирование 1 класс.

Занятие

Тема

Колич.час.

Число

1

Знакомство с курсом «Мир логики»

1 ч.

 

2-6

Историческая страничка
- Как люди научились считать.
- Арифметика каменного века.
- Числа получили имена.
-Великолепная семерка (удивительное число 7)
- Живая счетная машина-рука.

5 ч.

 

7-11

А.З.Зак. Путешествие в Сообразилию.
- Почтальон-вычислитель.
- Задача-загадка.
- Мышление по правилам.
- Играем с задачами.
- Простые задачи.

5 ч.

 

12-15

Страна Геометрия
- Путешествие точки
- Братцы-отрезки
- Солнечные «лучики»
- Квадрат. Узоры из квадратов.

4 ч.

 

16-18

Игровые поля
- Муравей-путешественник
-Гусеница-путешественница
- Муравей.Гусеница

3 ч.

 

19-25

Нестандартные задачи
- «Цветные» задачки.
- Числовые закономерности.
- Волшебные квадраты.
- Цифровые лабиринты.
- Помощники наши (чертеж, рисунок, схема)
- Играем в задачки (сказочные герои, инсценировка)

6 ч.

 

26

Математическое лото

1 ч.

 

27

Математические игры.

1 ч.

 

28

Математическая викторина

1 ч.

 

29

Математический КВН по терминам.

1 ч.

 

30

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1 ч.

 

31

Будь внимателен! Упражнения на внимание.

1 ч.

 

32

Сравнение предметов. Сравнение чисел

1 ч.

 

33

Математический кроссворд

1 ч.

 

34

Итоговое занятие

1 ч.

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Мир логики» во втором классе
В результате изучения данного курса, во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

Содержание программы

Программа 2 класс. 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. Историческая страничка. (6 часов)
Знакомство с некоторыми системами счисления и нумерациями.

Раздел. Путешествие в Сообразилию. А.З. Зак (7 часов)
Знакомство с логическими задачами: «Просветы», «Поиск девятого», «Обмены».

Раздел. Страна Геометрия. (3 часа)
Знакомство с некоторыми многоугольниками и объемными фигурами (цилиндр, пирамида, конус, куб).

Раздел. Займемся вычислением. (8 часов)
Решение выражений на умножение. Нестандартные случаи умножения. знакомство с составными уравнениями.

Раздел. Нестандартные задачи.(6  часов)
Логические задачи вида: меньше, больше, столько же, левее, правее.

Раздел. Разное. (3 часа)
Чтение ребусов, решение кроссвордов, анаграмм.

Мир логики

Тематическое планирование 2 класс. 1 час в неделю.

Занятие

                      Тема

Колич.часов

Число

1

Повторение за 1 класс.

1 ч .

 

2 - 7

Историческая страничка.
- Математические истории.
- Сорок и шестьдесят.
- Системы счисления.
- Дюжины и гроссы.
- Первые цифры.
- Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.

 6 ч.

 

8 - 14

А. З. Зак. Путешествие в Сообразилию.
- Обмены.
- Просветы.
- Поиск девятого.
- Задачи непростые и несложные.
- Дебют мыслителя.
- Игра «Шахматный конь».
- Суждения в задачах.

7 ч.

 

15 - 17

Страна Геометрия.
- Друзья – многоугольники.
-Геометрические узоры.
- Знакомство с объемными фигурами.

3 ч.

 

18 - 25

Займемся вычислением.
- Логические цепочки.
- Круговые примеры.
- Математические диктанты.
- Умножение от слова «умно».
- Умножение с увлечением.
- Нестандартные случаи умножения.
- Попробуй реши! (решение уравнений)
- Попробуй реши! (решение составных уравнений)

8 ч.

 

26 - 31

Решение нестандартных задач.
- Меньше малого.
- Старше, младше, моложе.
- Столько же, сколько (а мы равны)
- Выше, ниже.
- Левее, правее.
- Задачи на комбинаторику.

6 ч.

 

32

Ребусы, ребусы!

1 ч.

 

33

Игра «В стране невыученных уроков».

1 ч.

 

34

Итоговое занятие.

 

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Мир логики» в третьем классе:
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Содержание программы

Программа 3 класс. 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. Историческая страничка. (5 часов)
Решение «древних» задач. Знакомство с арифметическими  действиями,          которыми пользовались древние греки, римляне, славяне. Знакомство с абаком, который сменил древний счет на пальцах.

Раздел. Путешествие в Сообразилию. А.З. Зак (6  часов)
Решение нестандартных задач повышенной сложности.

Раздел. Страна Геометрия. (4 часа)
Повторение объемных фигур. Знакомство с окружностью, кругом, радиусом, диаметром окружности. Построение окружности на бумаге.

Раздел. Тесты Айзенка. (4 часа)
Интеллектуальные тесты для развития способностей младших школьников.

Раздел. Нестандартные задачи.(5  часов)
Решение задач с изменением вопроса, условия, сюжета задачи.

Раздел. Математический паноптикум. (6 часов)
Решение задач о животных. Знакомство с блок-схемами и развитие умения их решать. Знакомство с палиндромами: буквенными (казак), числовыми (686).

 

Раздел. Разное. (3  часа)
Знакомство с биографией Л.Ф.Магницкого, М.Ломоносова, С.В. Ковалевской. Кто такой Кирик Новгородец.

Тематическое планирование 3 класс. 1 час в неделю.

Занятие

                      Тема

Колич.часов

Число

1

Повторение за 2 класс.

1 ч .

 

2 - 6

Историческая страничка.
- Маленькая сказка про Нулик.
- Как в древности выполняли арифметические действия.
- Абак и пальцевой счет.
- «Древние» задачи.
-  О бесконечности ряда натуральных чисел.

 5 ч.

 

7 - 12

А. З. Зак. Путешествие в Сообразилию.
- Сложные задачи.
- Так же, как.
- Первая - одинаковая.
- Дочь, дядя.
- Где и, где или.
- Игра «Приметы бабочки».

6 ч.

 

13 - 16

Страна Геометрия.
-Центр и радиус круга.
- Строим плоты из квадратов.
- Объемные фигуры.
- Куб, шар, цилиндр.

4 ч.

 

17 - 20

Тесты Айзенка.
- Вставь пропущенное число.
- Вставь пропущенную букву.
- Вставь пропущенное слово.
- Анаграммы.

4 ч.

 

21 - 25

 Нестандартные задачи.
- Задачи о животных. (1 отрезок)
- Задачи о животных.
- Умение делать выводы.
- Если изменить вопрос.
- Сочиняйте сложные задачи.

5 ч.

 

26-31

Математический паноптикум.
- Хочу все знать (решение задач о животных и их жизни)
- Реши по алгоритму.
- Расшифруй надпись.
- Блок – схема.
- Решение задач с помощью уравнений.
- Числовые палиндромы.

6 ч.

 

32-33

Для общей эрудиции.
- Великие математики.
-Математические исследования.

2 ч.

 

34

Итоговое занятие.

1 ч.

 

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.
В результате изучения курса «Мир логики» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • познавательные УУД;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;
  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  • находить закономерность в окружающем мире и математике;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  • решать логические задачи с помощью уравнения.

Содержание программы

Программа 4 класс. 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. Историческая страничка. (6 часов)
Знакомство с простыми, составными числами. Признаки делимости на 2,  3, 5, 9. Учитель рассказывает о происхождении слов «грош», «рубль», «гривна», «копейка».

Раздел. Для общей эрудиции. (7  часов)
Знакомство с математическими спиралями. Построение простейших спиралей, математических снежинок. Законы башни бога Брамы. Первые дроби.

Раздел. Страна Геометрия. (3 часа)
История возникновения египетских пирамид. Их необычные свойства.

Раздел. Тесты Айзенка. (3 часа)
Решение анаграмм вида ЕЛМ, АУМХ... Проверка интеллекта на заданиях вида:
КОРА (КОЗА) АЗОТ
КЛЕН (….) ПИЛА

Раздел. Займемся вычислением.(2  часа)
Знакомство с большими числами: триллионы, квадриллионы, квинтиллионы, секстиллионы, септиллионы…

Раздел. Решение нестандартных задач. (10 часов)
Решение усложненных задач на движение, древнеславянских задач. Запись решения задач уравнением.

Тематическое планирование 4 класс. 1 час в неделю.

Занятие

                      Тема

Колич.часов

Число

1

Повторение за 3 класс.

1 ч .

 

2 - 7

Историческая страничка.
- Как математика стала наукой.
- «Числа правят миром».
- Числа простые и сложные.
- Признаки делимости.
-  Великие математики.
- Монеты России.

 6 ч.

 

8 - 14

Для общей эрудиции.
- Математические спирали.
- Математика растений.
- Загадочные простые числа.
- Башня Брамы.
- Дроби.
- Математические снежинки.
- Последовательности.

7 ч.

 

15 - 17

Страна Геометрия.
- Вписанные, описанные окружности.
- Объем фигур.
- Египетские пирамиды.

3 ч.

 

18 - 20

Тесты Айзенка.
- Твой интеллект.
- Решение анаграмм.
- Пропущенные числа, буквы.

3 ч.

 

21 - 22

 Займемся вычислением.
- Золотая арифметика. Составные уравнения.
- Числа-гиганты.

2 ч.

 

23-32

Решение нестандартных задач.
- Координатная плоскость.
- Задачи на комбинаторику.
- Решение «древних» задач.
- Задачи о животных.
- Задачи о животных.
- Древнеславянские задачи (Волк, коза, капуста).
- Решение задач уравнением.
- Решение задач уравнением.
- задачи с одинаковыми цифрами.
- Задачи на движение.

10 ч.

 

33

Кроссворд по математическим терминам.

1 ч.

 

34

Итоговое занятие.

1 ч.

 

 

 

 

Структура занятия.

1.Приветствие.
2. Энергизаторы.
3. Разминка. Настрой на математику. Математические разминки вида:
- Какое по форме Египетское чудо? (пирамида)
- Как называется результат следующего действия: 3*3 (произведение)
- Чем занимается нумизмат?
- В каком веке крестили Россию? (10)
- Чему равно 2 в квадрате, 5 в квадрате, угол в квадрате? (4, 35, 90 градусов)
- Цифры, похожие на буквы(0,3)
- Какое получится имя, если написать 30 я? (Зоя)
- Часы показывают без 15 двенадцать. Меняем часовую и минутную стрелки местами. Который час?
- Наименьшее двузначное число.
- Какое число является последним числом года?
- Какая по счету буква Р во втором месяце весны?

Отвечают быстро, кто знает. (Вопросов около 10)  Приведу несколько из них.
4. Развиваем. Задания на развитие памяти, внимания, мышления.  Предлагаются упражнения на переключение внимания, на устойчивость внимания, объем внимания, а также на развитие зрительной и ассоциативной памяти.
Можно использовать упражнения для развития мысленных образов и эмоций.
5. Историческая минутка.
6. Порешаем!
7. Отдохнем.
8. Это интересно.
9.Итог.
Ключевые слова.

                                                                    
Информационные ресурсы:

Е.  Арутюнян,  Г. Левитас  Занимательная математика. М., «АСТ – ПРЕСС»,1999

Г. Айзенк . Проверьте свои способности. Изд. В мире науки и техники. 1991

И.Я.  Депман,  Н.Я.Виленкин  За страницами математики. М., Просвещение, 1989
Н.Г. Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа.М., Айрис-пресс, 2006

Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].

И.Л.Никольская  Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

http://www.standart.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://festival.1september.ru/articles/568539/