>

Приложение № 9

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная  школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Петропавловск-Камчатского городского округа

 

Программа рассмотрена                                                                          УТВЕРЖДАЮ
на экспериментальном совете школы                            Директор___________Козырь И.Н..
“____”___________________ _____г.                       “____”___________________ _____г.         

 

Программа «Литературная гостиная»
образовательная программа дополнительного образования детей
литературной  направленности 
для учащихся 12-13 лет
1 год обучения

Автор:
Педагог
дополнительного образования
Волженина Д.В.

Петропавловск - Камчатский

2012

Пояснительная записка
Как заметил И.Бродский, книги живут дольше людей.  Жизнь произведения в его целостности и отдельных элементах – предмет рассмотрения на занятиях кружка.
Программа  предполагает организацию литературных вечеров, посвященных художественному произведению (произведениям) или творчеству отдельного автора. Ребята учатся осмыслять произведения в разных формах: музыкальной, театральной, форме эссе и т.д. Они сами становятся режиссерами. Однако для этого необходимо обладать умением чувствовать и понимать книгу. Отсюда вторая направленность занятий  в гостиной.
Эстетически осваивая  мир в процессе создания художественного текста, писатель использует различные способы, семантические со- противопоставления, художественное пространство и время, ритм и интонацию, мотивы, формы повествования, систему точек зрения, заглавие как элемент структуры, слово и ткани текста. 
Эти и некоторые другие способы помогут ученикам приблизиться к пониманию художественного мира писателя, понять его «образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство» (Б.Пастернак). 
На занятиях кружка используются материалы и задания, представленные в рабочих тетрадях по литературе (А.Г.Нелькин, Л.П. Висленко, Л.Л.Гордиенко. Рабочие тетради по литературе.  Учебное пособие для учащихся 7 класса средних учебных заведений.  Санкт-Петербург, 2009;       Вторая часть программы составлена на основе материала этих тетрадей, отличающихся от других пособий по литературе тем, что система заданий организует деятельность учеников таким образом, чтобы они сами развивали навыки аналитического чтения и творческого письма. 
         Цель:
Способствовать развитию у учащихся речевых умений и  навыков, навыков лексико-семантического анализа текста, умения видеть роль и значимость каждого художественного элемента в постижении глубинного смысла произведения в его целостности, умения творчески осваивать художественное произведение; способствовать развитию творческих способностей школьников.

         Обучающие задачи:
Научить

  • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
  • интерпретировать художественное произведение, используя другие формы искусства
  • вырабатывать умение выражать свои мысли и чувства в письменно.

         Развивающие задачи:

  • способствовать выбору той или иной точки зрения среди нескольких предложенных или формулировки собственной;
  • научить соотносить эмоционально-образное впечатление от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом;
  • развивать навыки многоплановых оценочных суждений;
  • развивать воображение, ассоциативное мышление, фантазию;
  • готовить к творческому письму и синтезу приобретенной информации.

 
         Воспитательные задачи:

  • воспитывать «идеального» (Б.Томашевский) читателя;
  • приобщать учащихся к этическим и эстетическим ценностям литературы;
  • формировать в сознании учащихся целостную картину развития искусства слова в противовес «клиповому восприятию искусства и жизни» (В.Маранцман);
  • формировать вкус, умение отличить преходящие и вечные ценности.

Условия реализации программы
Данная образовательная программа рассчитана на учеников 7-го класса, 12-13 лет.
Этот возраст – важный этап развития умственных и творческих способностей школьников.  Их мыслительная деятельность более активна, самостоятельна.    Развитие познавательных функций и интеллекта в этом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявления интеллектуальной инициативы и создания чего-то нового. 
Программа рассчитана на один  год. 

         Форма и режим занятий:
Первый год – 3 раза в неделю по 2 часа;
         Ожидаемый результат и способы их проверки:
Пройдя обучение по данной образовательной программе ученики должны:

  • приобрести навыки системного анализа произведения литературы;
  • уметь соотносить авторский замысел и его воплощение;
  • уметь выражать свои мысли и  чувства письменно и устно;
  • уметь выбирать одну точку зрения среди многих или формулировать собственную;
  • записывать слова-ассоциации к ряду заданий;
  • осуществлять в итоге анализа синтез, создавать художественную интерпретацию произведения;
  • давать оценку произведению в контексте нашей современности. 

         Основные способы проверки знаний: написание сценариев и постановка литературных гостиных, участие в городских творческих вечерах, выполнение заданий в рабочих тетрадях, создание эссе, сочинений-рассуждений, творческих миниатюр.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • школьные, районные, городские литературные мероприятия и конкурсы;
  • самостоятельное литературное творчество, в том числе эссеистика, стихи, проза, критические статьи;
  • создание коллажей, иллюстраций к текстам;
  • в перспективе – создание литературного журнала;
  • качественное выполнение всех заданий по материалам рабочей тетради.

 

 


Учебно-тематический план
1 год обучения (7 класс)
170 часов


№ п/п

Тема
(формулировка темы и ее подтем)

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего

 

Введение в курс

2

 

2

I

115 лет со дня рождения С.А. Есенина

 

 

25

1.

Знакомство с писателем 

3

3

6

2.

Знакомство с творчеством. Подбор произведений.

 

6

6

3.

Создание сценария

2

4

6

4.

Подготовка вечера

 

6

6

II

Сила природы и сила воображения

 

 

16

1.

Аналитическое чтение отрывков из произведений « Туча», «Непобедимый», «Первая любовь». Изложение.

 

2

2

2.

Поединок. Роман Г.Мелвилла «Моби Дик». Образ Моби Дика

 

2

2

3.

Образ капитана Ахава

 

4

4

4.

Аналитическое чтение финала романа.

 

2

2

5.

Э.Хэминугэй «Старик и море». Образ капитана Ахава («Моби Дик») и старика. Сопоставление.

 

2

2

6.

Природа и человек у Э.Хемингуэя. Мини-сочинение.

 

2

2

7.

Просмотр и обсуждение мультфильма А.Петрова «Старик и море»

 

2

2

III

Подготовка к участию в городском литературном вечере-презентации книги поэта М.Нехорошевой «Прикосновение»

 

4

4

IV

Слова, слова, слова ...

 

 

14

1.

Миф

 

2

2

2.

Мифы народов мира. Слово мифа.

 

2

2

3.

Работа со словом. Метафора.

2

4

6

4.

«Задремавший старик из Толедо…» (игра со словом, сочинение лимериков)

1

3

4

 

 

 

 

 

IV

Литературный вечер, посвященный М.Е.Салтыкову-Щедрину (185 лет со дня рождения)

 

 

24

1.

Знакомство с писателем 

3

3

6

2.

Знакомство с творчеством. Подбор произведений.

 

6

6

3.

Создание сценария

2

4

6

4.

Подготовка вечера

 

6

6

V

Немного о композиции

 

 

18

1.

Вслед за солнцем. Анализ композиции литературного пейзажа на примере отрывка из повести А.П. Чехова «Степь».

2

4

6

2.

Композиция у Х.Бидструпа.

 

4

4

3.

Композиция стиховорения. (В.Шаламов, А.Майков,Б.Пастернак, А.К. Толстой, А.Фет, Н.Добролюбов)

2

6

8

VI

Литературный персонаж. «Невидимый и всемогущий » Г.Уэллс «Человек-невидимка».

 

 

14

1.

Первое знакомство с романом, чтение отрывков

 

2

2

2.

Аналитическое чтение эпизодов. Почему никто не хотел помочь Невидимке (Гриффину)?

 

3

3

3.

Помочь Невидимке. Групповая игра.

 

2

2

4.

Отношение автора и читателя к герою. Итоги.

 

3

3

5.

Просмотр и обсуждение фильма по роману Г.Уэллса «Человек-Невидимка».

 

4

4

VII

Моя литературная гостиная…

 

 

24

1.

Знакомство с писателем  (по выбору учащихся)

3

3

6

2.

Знакомство с творчеством. Подбор произведений.

 

6

6

3.

Создание сценария

2

4

6

4.

Подготовка вечера

 

6

6

VIII

300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова

 

 

29

 

Знакомство с писателем 

2

8

 

 

Знакомство с творчеством. Подбор произведений.

2

10

 

 

Создание сценария

 

4

 

 

Подготовка вечера

 

3

 

 

Творческие итоги

 

 

2

 

Итого часов

 

 

170

Содержание
Введение
Рассказ о предстоящей работе и особенностях литературного кружка.
115 лет со дня рождения С.А. Есенина
Знакомство с писателем
К 7му классу ребята знакомы с творчеством С.А. Есенина, однако им мало что известно о жизни поэта и его малой родине. На теоретических занятиях педагог рассказывает ученикам интересные факты из жизни С.А. Есенина, показывает фотографии, фрагменты фильма о поэте. Для практических занятий ребята должны сами подобрать интересный биографический материал о детстве поэта, его мало родине, окружении. Занятия строятся в форме небольших семинаров, который завершаются игрой - викториной о жизни поэта.
Знакомство с творчеством
На практические занятия ребята приносят свои книги со стихами поэта. Они должны выбрать и представить понравившиеся им произведения, дать небольшой комментарий к ним, собрать интересный материал, подобрать или самим создать иллюстрации к стихам. Работы ребят станут основой «Есенинского сборника», который издадут сами ребята.
Создание сценария. Подготовка вечера.
Для создания сценария ребята используют выбранные ими произведения, самостоятельно подбирают музыкальное сопровождение, думают над сценическими деталями и т.д. Безусловно, кружковцы за консультацией и помощью обращаются к школьному театральному режиссеру  и преподавателю музыки.

 

Сила природы и сила воображения.
Второй блок программы основан на рабочей тетради по литературе и направлен на формирование навыков аналитического чтения, создание  предпосылок для внимательной и творческой работы с книгой. Материалом этого блока занятий стали книги- юбиляры 2011 года: «Моби Дик» Г. Мелвилла и «Старик и море» Э.Хэмингуэя.
Занятия строятся по следующей схеме: работа с ассоциациями, работа с отрывками из произведений (комментированное чтение, анализ), создание рисунков, постановка проблемных вопросов и их решение.
На занятиях важно показать, что проблему, вопросы, которые волнуют зарубежных авторов поднимаются и в русской литературе (Например, тема загадки Природы у Г. Мелвилла, Э. Хэмингуэя и в стихах Ф.И.Тютчева).
Важной частью занятий является просмотр художественных фильмов, мультфильмов, их обсуждение. Это примеры творческого переосмысления художественного текста, которому должны учиться  и ребята.
Подготовка к участию в городском литературном вечере-презентации книги поэта М.Нехорошевой «Прикосновение»
Важная часть курса- знакомство с современной, достойной поэзией. Ребятам предлагается принять участие в городском литературном вечере. В  2011 году в Краевой библиотеке состоится вечер-презентация книги камчатской поэтессы Марии Нехорошевой. На этом вечере ребята пробуют себя в роли интерпретаторов-чтецов их поэта-современника.

 

 

Слова, слова, слова…
Неотъемлемая часть занятий в «Литературной гостиной»- это работа со словом. Ребята должны учиться понимать, чувствовать, видеть слово, вглядываться в его смысл, чтобы уметь воплощать его в какие либо формы творчества.
Блок начинается с теоретического вводного занятия о мифе, его значении и свойствах слова в мифе.
На практическом занятии ребята в группах читают мифа разных стран, по прочтении они делятся своими впечатлениями с другими группами, делают выводы об особенностях бытования тех или иных понятий в разных культурах.
Отдельно выделен блок занятий по метафоре. На уроках литературы ребята знакомятся с основными видами тропов, серия занятий по метафоре служит лишь формой углубления пройденного, поиск метафор в незнакомых текстах.
Разговор о словах заканчивается игрой со словом и сочинением своих лимериков.
185 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина
К 7му классу ребята слабо знакомы с творчеством писателя и его жизнью. На теоретических занятиях педагог рассказывает ученикам интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина, показывает фотографии, фрагменты фильма о писателе. Для практических занятий ребята должны сами подобрать интересный биографический материал о юбиляре, интересные факты из его жизни, интересные высказывания, актуальные и в наше время. Занятия строятся в форме небольших семинаров, который завершаются игрой- викториной о писателе.
Знакомство с творчеством
На практические занятия ребята приносят свои книги М.Е.Салтыкова-Щедрина, для 7го класса- это сборники сказок. Они должны выбрать и представить понравившиеся им произведения, дать небольшой комментарий к ним, собрать интересный материал, подобрать или самим создать иллюстрации. Работы ребят станут основой  юбилейной выставки о Салтыкове-Щедрине.
Создание сценария. Подготовка вечера.
Для создания сценария ребята используют выбранные ими произведения, самостоятельно подбирают музыкальное сопровождение, думают над сценическими деталями и т.д. Безусловно, кружковцы за консультацией и помощью обращаются к школьному театральному режиссеру  и преподавателю музыки.
Наиболее оптимальная форма проведения литературной гостиной- серия театральных инсценировок сказок Салтыкова-Щедрина, однако важно сделать так, чтобы гости литературного вечера тоже были включены в щедринскую игру.
Немного о композиции
Следующий теоретический блок посвящен композиции художественных произведений.
На уроках литературы ребята уже познакомились с основными элеменатми композиции, в рамках занятий кружка эти знания могут быть расширены. В качестве примеров модно использовать произведения тех авторов, о окторых в гостиной уже шла речь в течение года, а затем включить и незнакомые произведения ( отрывок из повести «Степь» А.П. Чехова, стихотворения русских поэтов (А.Майков, Б. Пастернак, А.К. Толстой, А. Фет, Н.Добролюбов).
Литературный персонаж
Следующий блок занятий основан на работе с произведением Г.Уэллса «Человек-невидимка». Такой выбор не случаен. В возрасте 13-14 лет у ребят появляется особенный интерес к фантастике. Выбирая данное произведение, мы не только можем поговорить о литературном персонаже в художественном произведении, но и познакомим ребят с достойным образцом научной фантастики.
Работа основана на аналитическом чтении и обсуждении проблемных вопросов романа.
Важной частью работы является просмотр фрагментов художественного фильма, оценка его художественных достоинств и недостатков. Создание своих собственных сценариев фрагментов книги.

Моя литературная гостиная…
Ребятам предлагается самим выбрать интересного им писателя или поэта. Педагог может помочь в выборе, предложив список писателей- юбиляр и книг-юбиляров этого года.
Работа над подготовкой гостиной полностью в руках ребят, педагог- куратор.

300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова
Творческое объединение готовит интегрированный вечер, посвященный М.В. Ломоносову.
На вводных занятиях педагог рассказывает ребятам о жизни поэта, показывает фото, фрагменты фильмов.
Для практических занятий раздаются индивидуальные и групповые задания, связанные с теми или иными эпизодами из жизни М.В. Ломоносова.
Знакомство с творчеством
При знакомстве с литературным творчеством необходима словарная работа. В таком возрасте ребятам доступном осмысление небольших поэтических произведений или отрывков. Результатом работы с произведениями станет «Ломоносовский сборник» с комментариями и иллюстрациями ребят, а также с собранным ими «Словарем М.В.Ломоносова».
Создание сценария и подготовка вечера.
Для создания сценария на занятиях используется весь ранее собранный материал. Чтобы  разговор о М.В. Ломоносове не получился однобоким (литературным), необходимо привлечь учителей- предметников (физика, химия) для включения в сценарий «естественно-научных эпизодов».
В качестве поэтического элемента в повествовании о жизни М.В. Ломоносова может быть использована поэма  А.Маркова «Михайло Ломоносов».
В качестве подведения творческих итогов, ребятам предлагается подготовить «Вечер воспоминаний», на котором они смогут представить наиболее запомнившиеся им эпизоды литературных вечеров и занятий.


Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

         Формы и методы:
Формы и методы проведения занятий предусматривают использование следующих методов работы:

  • беседа;
  • лекция;
  • дискуссия;
  • чтение вслух и наизусть;
  • конспектирование;
  • создание коллажей и рисунков;
  • рассматривание иллюстраций;
  • работа в малых группах;
  • индивидуальные задания; и т.д.
  • просмотр и обсуждение видеофильмов;

         Методы: словесные, творческие, исследовательские и наглядные. 
Эти формы и методы позволяют на практике осуществить деятельный характер обучения, активно работать с разнообразными текстами, создавать свои тексты, используя накопленный лексический материал, понятийный ряд; создавать рисунки, коллажи.
Активно используются различные методические и дидактические материалы  и пособия (см. список литературы). На их основе создаются и проводятся литературные вечера игры, конкурсы, заочные экскурсии.
Так, для развития свободной и образной письменной и устной речи учащимся предлагаются для чтения и анализа образцы – эссе мастеров этого жанра (В. Ходасевича, Ю. Айхенвальда, К. Чуковского и др.), на основе художественных приемов которых дети пишут собственные эссе. Кроме того, для обострения интересов детей к творчеству используются задания-игры для развития любознательности, викторины.

 

 
Материально-техническое обеспечение

  • класс;
  • парты;
  • доска;
  • компьютер, проектор;
  • рабочие тетради по литературе на печатной основе (А.Г.Нелькин, Л.Д.Фураева. Рабочие тетради по литературе.  Учебное пособие для учащихся 7 класса средних учебных заведений.  Санкт-Петербург, 2004;)
  • тетради;
  • ручки;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • дополнительная литература по предмету.
  • реквизиты для проведения литературных встреч;

        

 

 

 

 

 

Литература
Литература для учителя

  • Бахтин М.М.  Эстетика словесного творчества.  М., 1979
  • Гинзбург Л.Я.  О лирике. Л., 1974
  • Гиршман М.М.  Ритм художественной прозы. М., 1982
  • Жирмунский В.В.  Теория стиха. М., 1975
  • Лихачев Д.С.  Поэтика древнерусской литературы. М., 1979
  • Лотман Ю.М.  В школе поэтического слова. М., 1988
  • Пропп В.Я.  Морфология сказки. М., 1969
  • Роднянская И.В.  Слово и образ.  М., 1964
  • Успенский Б.Н.  Поэтика композиции.  М., 1970

 

Литература для родителей и детей

  • Анализ художественного произведения.  Л., 1976
  • Анализ художественного произведения.  М., 1987
  • Гинзбург Л.Я.  О лирике. Л., 1974
  • Кожинов В.В.  Как пишут стихи.  М., 1970
  • Лотман Ю.М.  Анализ поэтического текста. Л., 1972
  • Лотман Ю.М.  В школе поэтического слова. М., 1988