Содержание
Введение
Рассказ о предстоящей работе и особенностях литературного кружка.
115 лет со дня рождения С.А. Есенина
Знакомство с писателем
К 7му классу ребята знакомы с творчеством С.А. Есенина, однако им мало что известно о жизни поэта и его малой родине. На теоретических занятиях педагог рассказывает ученикам интересные факты из жизни С.А. Есенина, показывает фотографии, фрагменты фильма о поэте. Для практических занятий ребята должны сами подобрать интересный биографический материал о детстве поэта, его мало родине, окружении. Занятия строятся в форме небольших семинаров, который завершаются игрой - викториной о жизни поэта.
Знакомство с творчеством
На практические занятия ребята приносят свои книги со стихами поэта. Они должны выбрать и представить понравившиеся им произведения, дать небольшой комментарий к ним, собрать интересный материал, подобрать или самим создать иллюстрации к стихам. Работы ребят станут основой «Есенинского сборника», который издадут сами ребята.
Создание сценария. Подготовка вечера.
Для создания сценария ребята используют выбранные ими произведения, самостоятельно подбирают музыкальное сопровождение, думают над сценическими деталями и т.д. Безусловно, кружковцы за консультацией и помощью обращаются к школьному театральному режиссеру и преподавателю музыки.
Сила природы и сила воображения.
Второй блок программы основан на рабочей тетради по литературе и направлен на формирование навыков аналитического чтения, создание предпосылок для внимательной и творческой работы с книгой. Материалом этого блока занятий стали книги- юбиляры 2011 года: «Моби Дик» Г. Мелвилла и «Старик и море» Э.Хэмингуэя.
Занятия строятся по следующей схеме: работа с ассоциациями, работа с отрывками из произведений (комментированное чтение, анализ), создание рисунков, постановка проблемных вопросов и их решение.
На занятиях важно показать, что проблему, вопросы, которые волнуют зарубежных авторов поднимаются и в русской литературе (Например, тема загадки Природы у Г. Мелвилла, Э. Хэмингуэя и в стихах Ф.И.Тютчева).
Важной частью занятий является просмотр художественных фильмов, мультфильмов, их обсуждение. Это примеры творческого переосмысления художественного текста, которому должны учиться и ребята.
Подготовка к участию в городском литературном вечере-презентации книги поэта М.Нехорошевой «Прикосновение»
Важная часть курса- знакомство с современной, достойной поэзией. Ребятам предлагается принять участие в городском литературном вечере. В 2011 году в Краевой библиотеке состоится вечер-презентация книги камчатской поэтессы Марии Нехорошевой. На этом вечере ребята пробуют себя в роли интерпретаторов-чтецов их поэта-современника.
Слова, слова, слова…
Неотъемлемая часть занятий в «Литературной гостиной»- это работа со словом. Ребята должны учиться понимать, чувствовать, видеть слово, вглядываться в его смысл, чтобы уметь воплощать его в какие либо формы творчества.
Блок начинается с теоретического вводного занятия о мифе, его значении и свойствах слова в мифе.
На практическом занятии ребята в группах читают мифа разных стран, по прочтении они делятся своими впечатлениями с другими группами, делают выводы об особенностях бытования тех или иных понятий в разных культурах.
Отдельно выделен блок занятий по метафоре. На уроках литературы ребята знакомятся с основными видами тропов, серия занятий по метафоре служит лишь формой углубления пройденного, поиск метафор в незнакомых текстах.
Разговор о словах заканчивается игрой со словом и сочинением своих лимериков.
185 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина
К 7му классу ребята слабо знакомы с творчеством писателя и его жизнью. На теоретических занятиях педагог рассказывает ученикам интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина, показывает фотографии, фрагменты фильма о писателе. Для практических занятий ребята должны сами подобрать интересный биографический материал о юбиляре, интересные факты из его жизни, интересные высказывания, актуальные и в наше время. Занятия строятся в форме небольших семинаров, который завершаются игрой- викториной о писателе.
Знакомство с творчеством
На практические занятия ребята приносят свои книги М.Е.Салтыкова-Щедрина, для 7го класса- это сборники сказок. Они должны выбрать и представить понравившиеся им произведения, дать небольшой комментарий к ним, собрать интересный материал, подобрать или самим создать иллюстрации. Работы ребят станут основой юбилейной выставки о Салтыкове-Щедрине.
Создание сценария. Подготовка вечера.
Для создания сценария ребята используют выбранные ими произведения, самостоятельно подбирают музыкальное сопровождение, думают над сценическими деталями и т.д. Безусловно, кружковцы за консультацией и помощью обращаются к школьному театральному режиссеру и преподавателю музыки.
Наиболее оптимальная форма проведения литературной гостиной- серия театральных инсценировок сказок Салтыкова-Щедрина, однако важно сделать так, чтобы гости литературного вечера тоже были включены в щедринскую игру.
Немного о композиции
Следующий теоретический блок посвящен композиции художественных произведений.
На уроках литературы ребята уже познакомились с основными элеменатми композиции, в рамках занятий кружка эти знания могут быть расширены. В качестве примеров модно использовать произведения тех авторов, о окторых в гостиной уже шла речь в течение года, а затем включить и незнакомые произведения ( отрывок из повести «Степь» А.П. Чехова, стихотворения русских поэтов (А.Майков, Б. Пастернак, А.К. Толстой, А. Фет, Н.Добролюбов).
Литературный персонаж
Следующий блок занятий основан на работе с произведением Г.Уэллса «Человек-невидимка». Такой выбор не случаен. В возрасте 13-14 лет у ребят появляется особенный интерес к фантастике. Выбирая данное произведение, мы не только можем поговорить о литературном персонаже в художественном произведении, но и познакомим ребят с достойным образцом научной фантастики.
Работа основана на аналитическом чтении и обсуждении проблемных вопросов романа.
Важной частью работы является просмотр фрагментов художественного фильма, оценка его художественных достоинств и недостатков. Создание своих собственных сценариев фрагментов книги.
Моя литературная гостиная…
Ребятам предлагается самим выбрать интересного им писателя или поэта. Педагог может помочь в выборе, предложив список писателей- юбиляр и книг-юбиляров этого года.
Работа над подготовкой гостиной полностью в руках ребят, педагог- куратор.
300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова
Творческое объединение готовит интегрированный вечер, посвященный М.В. Ломоносову.
На вводных занятиях педагог рассказывает ребятам о жизни поэта, показывает фото, фрагменты фильмов.
Для практических занятий раздаются индивидуальные и групповые задания, связанные с теми или иными эпизодами из жизни М.В. Ломоносова.
Знакомство с творчеством
При знакомстве с литературным творчеством необходима словарная работа. В таком возрасте ребятам доступном осмысление небольших поэтических произведений или отрывков. Результатом работы с произведениями станет «Ломоносовский сборник» с комментариями и иллюстрациями ребят, а также с собранным ими «Словарем М.В.Ломоносова».
Создание сценария и подготовка вечера.
Для создания сценария на занятиях используется весь ранее собранный материал. Чтобы разговор о М.В. Ломоносове не получился однобоким (литературным), необходимо привлечь учителей- предметников (физика, химия) для включения в сценарий «естественно-научных эпизодов».
В качестве поэтического элемента в повествовании о жизни М.В. Ломоносова может быть использована поэма А.Маркова «Михайло Ломоносов».
В качестве подведения творческих итогов, ребятам предлагается подготовить «Вечер воспоминаний», на котором они смогут представить наиболее запомнившиеся им эпизоды литературных вечеров и занятий.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Формы и методы:
Формы и методы проведения занятий предусматривают использование следующих методов работы:
- беседа;
- лекция;
- дискуссия;
- чтение вслух и наизусть;
- конспектирование;
- создание коллажей и рисунков;
- рассматривание иллюстраций;
- работа в малых группах;
- индивидуальные задания; и т.д.
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
Методы: словесные, творческие, исследовательские и наглядные.
Эти формы и методы позволяют на практике осуществить деятельный характер обучения, активно работать с разнообразными текстами, создавать свои тексты, используя накопленный лексический материал, понятийный ряд; создавать рисунки, коллажи.
Активно используются различные методические и дидактические материалы и пособия (см. список литературы). На их основе создаются и проводятся литературные вечера игры, конкурсы, заочные экскурсии.
Так, для развития свободной и образной письменной и устной речи учащимся предлагаются для чтения и анализа образцы – эссе мастеров этого жанра (В. Ходасевича, Ю. Айхенвальда, К. Чуковского и др.), на основе художественных приемов которых дети пишут собственные эссе. Кроме того, для обострения интересов детей к творчеству используются задания-игры для развития любознательности, викторины.
Материально-техническое обеспечение
- класс;
- парты;
- доска;
- компьютер, проектор;
- рабочие тетради по литературе на печатной основе (А.Г.Нелькин, Л.Д.Фураева. Рабочие тетради по литературе. Учебное пособие для учащихся 7 класса средних учебных заведений. Санкт-Петербург, 2004;)
- тетради;
- ручки;
- цветные карандаши и фломастеры;
- дополнительная литература по предмету.
- реквизиты для проведения литературных встреч;
Литература
Литература для учителя
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
|
- Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974
|
- Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982
|
- Жирмунский В.В. Теория стиха. М., 1975
|
- Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979
|
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988
|
- Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969
|
- Роднянская И.В. Слово и образ. М., 1964
|
- Успенский Б.Н. Поэтика композиции. М., 1970
|
Литература для родителей и детей
- Анализ художественного произведения. Л., 1976
|
- Анализ художественного произведения. М., 1987
|
- Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974
|
- Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970
|
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972
|
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988
|