Коллективу нашей школы везет на хороших людей. Кто-то проработал в ней со дня ее основания, а кто-то пришел по воле случая. Вот сегодня, 5 октября 2007 года, продолжаю рассказ о людях, с которыми прошла четверть моей жизни, а может быть просто большая ее часть.
Расскажу всем о Виктории Алексеевне Мамонтовой, организаторе внеклассной и внешкольной работы в 1977году. Она прожила всю свою сознательную жизнь на Камчатке. Окончила Камчатский государственный педагогический институт, потом работала в средней школе № 4 – учителем физики и организатором внеклассной и внешкольной работы.
Наша дружба началась с того момента, как я, студентка Камчатского пединститута, попала на практику к ней в СШ № 4. Потом, когда я стала работать организатором внеклассной и внешкольной в СШ № 33, наши пути пересеклись. Мы часто общались, помогали друг другу. Нашим девизом стало выражение « Отдаешь другим – приобретаешь сам!» Поэтому мы щедро делились опытом работы друг с другом и коллегами из других школ.
После того, как я стала работать директором 33 школы, я пригласила на работу к нам в школу Викторию Алексеевну, которая к этому времени ушла из 4 школы, в силу ряда сложившихся обстоятельств.
Профессионал, добрый, замечательный человек, она быстро нашла общий язык с учащимися нашей школы, особенно с « трудными» детьми. Они доверяли ей. Много интересных дел появилось в работе школьной комсомольской организации. В лучшую сторону изменилась работа с родителями. Во время работы Виктории Алексеевны мы успешно выдержали
проверку организации работы с родителями комиссией Министерства образования. Высокую оценку получила работа школьного родительского комитета и организация работы школьного университета для родителей. Наш опыт работы рекомендовали распространению.
Виктория Алексеевна была очень красивой, доброй, внимательной. Она была замечательной женой и матерью. Тяжелая болезнь мужа, огромная любовь к нему и славному сыну, вынудили ее уйти с работы в нашей школе и перейти на работу в школу рядом с домом, учителем физики. Это позволяло ей больше внимания уделять мужу и сыну.
Трагический случай оборвал ее жизнь – она погибла в автокатастрофе.
Очень хочу, чтобы о ней помнили все, кто трудились и трудятся в нашей школе. А также вспомнили те, кого она учила в 33 школе и в 4 школе.
Рассказ пятый
А этот рассказ о Черновой Светлане Михайловне – заместителе директора по научно-экспериментальной работе, отличнике народного образования.
Светлана – на мой взгляд « светлая, лучезарная». В моей памяти она осталась красивой, умной, доброй. К нам в школу Светлана Михайловна пришла после рождения сына Артема. До этого она работала директором школы в поселке Авача, методистом методического кабинета Октябрьского районо. Как-то я встретила ее в районе нашей школы, куда она переехала, и пригласила ее на работу к нам заместителем директора по учебной части.
К моему удовольствию она согласилась. Вот так Светлана Михайловна появилась в нашем коллективе.
Считаю, что для нас это был счастливый случай. В наш коллектив влился неравнодушный человек, для которого важна судьба каждого ученика, каждого учителя. Светлана Михайловна профессионал. В свою работу она вкладывала душу, все делала с удовольствием, с улыбкой на лице. На нее можно было положиться во всем. Особенно мне хочется отметить подготовку педсоветов, совещаний при директоре. Мы были единомышленниками. Она поддержала начало экспериментальной работы в нашей школе, а потом много сделала для ее успешного продолжения.
Обширна работа заместителя директора по учебной части, но Светлана Михайловна успешно справлялась с ней. Особое внимание она уделяла работе по обобщению и развитию передовых технологий в обучении, организации преемственности. Ко всему относилась творчески, много читала. И все, что узнавала и знала о методах обучения, старалась передать своим коллегам.
С 2000 года Светлана Михайловна становится заместителем директора по научно-экспериментальной работе. И надо сказать, на этой должности полностью раскрывается ее талант. Светлана Михайловна умело руководит работой кафедр. Она и Н.И.Голубева выводят школу на новый уровень. Под ее руководством, для решения проблем преемственности в развитии ребенка,
разрабатываются « адаптационные листы», которые позволяют учителям, вновь приступившим к работе с учащимися определенного возраста, увидеть все сложности, которые встают перед воспитанниками при переходе на новую возрастную ступень. Разрабатываются межвозрастные листы согласования для определения психологических особенностей учащихся в начале и конце возрастного периода. Под ее руководством решаются вопросы содержательной и методической преемственности на всех стадиях
обучения. Она помогает осуществлять преемственность в вопросах нравственного воспитания на разных этапах каждого возрастного периода.
Светлана Михайловна систематизирует материалы, накопленные в школе, и готовит к изданию книгу « От педсовета – к педсовету: инновационная практика».Книга издана в 2005 году. Она давала возможность людям увидеть себя с другой стороны. Так она подготовила к участию в Бушелевских чтениях большую группу учителей, где они очень успешно выступили.
Трудолюбие, ответственность, организованность вот что характеризует Светлану Михайловну. А еще она умеет дружить. Светлана Михайловна и Надежда Ивановна Голубева много лет проработали бок о бок, больше 10 лет в одном кабинете, но я не помню ни одной размолвки между ними. Они всегда поддерживали друг друга, заботились друг о друге.
Хочу отметить, что она была прекрасной дочерью, женой и матерью. Всегда была очень внимательна к своим родителям, торопилась к ним на помощь. Много внимания она уделяла своим сыновьям. Светлана Михайловна учительница английского языка и поэтому ее дети свободно владеют английским языком. Помню в Америке, где мы были с группой учащихся нашей школы, наши американские друзья восхищались знанием Черновым Денисом английского языка, запасом слов и превосходным произношением. Это позволило Денису впоследствии успешно овладеть японским языком. В этом была безусловно заслуга его матери – Светланы Михайловны.
Бесконечно жаль, что Светлана Михайловна так рано ушла от нас. Думаю, что она много полезного сделала и еще могла сделать для нашей школы.
Рассказ шестой
Коллективу нашей школы можно позавидовать – ему везло на хороших людей. Я не устаю это повторять. О некоторых я рассказала. А теперь хочу рассказать о женщине, которой восхищаюсь – Невелевой Таисе Иосифовне, медицинском работнике школы, заместителе директора школы по социально-психологическим вопросам, Отличнике народного образования. Она 14 лет проработала в нашей школе. Это профессионал самого высокого уровня. В ней все прекрасно – и душа, и мысли, и тело.
Появилась эта замечательная женщина в нашем коллективе так. Сначала
В школу пришла ее дочь – Невелева Марина. Она пришла в старшие классы и сразу активно включилась в общественную жизнь школы. Красавица, умница
она быстро завоевала авторитет среди ребят. В этом ей помогли ее родители, они принимали самое активное участие во всех мероприятиях. Все – и отец,
и мать, и маленький брат. Тут я выяснила, что мать Марины имеет и медицинское образование, к тому же нигде не работает. И пригласила ее на работу к нам в школу, нам требовался медработник.
Надо сказать, что нам очень повезло – Таиса Иосифовна оказалась медработником экстра класса. Она была очень внимательна к каждому ученику, к каждому учителю, к каждой семье, как наших учеников, так и учителей. Таиса Иосифовна знала все об их проблемах и прилагала много усилий для их разрешения. У нее обширные знания и не только по медицине.
Были случаи, когда она спасала ребят от смерти своими умелыми действиями и рекомендациями. Не равнодушный человек она не проходила мимо. Для каждого у нее находилось доброе слово. Она проявляла участие, сочувствие и тут же оказывала помощь. Она умеет убеждать, многих ребят она спасла от наркомании. На мой взгляд, Таиса Иосифовна живет под девизом: « Кто, если не я». Думаю, что выпускники нашей школы, их родители и наши учителя очень благодарны ей за неоценимую помощь.
При непосредственном участии всей семьи Невелевых в школе появился отлично оборудованный медицинский кабинет. В нем было очень уютно, имелось все для оказания первой медицинской и просто человеческой помощи. Авторитет Таисы Иосифовны среди учителей, учеников и их родителей был безграничен. Она принимала активное участие во все проверках, проводимых администрацией школы, а затем в итоговых совещаниях, всегда находясь на стороне ребенка. Ее рекомендации помогали учителям в работе с учениками. Она постоянно показывала учителям, что за низкой успеваемость, нежеланием учиться, повышенной агрессивностью скрывается физическое бессилие ребенка, не обладающего достаточным здоровьем для преодоления нагрузок, подробно рассказывала о здоровье учеников, давала рекомендации, позволяющие улучшить успеваемость ребят, их адаптацию в классе.
Анализируя работу школы на разных этапах в течение нескольких лет, мы пришли к выводу о необходимости создания социально-психологической службы, а ее руководителем назначили Таису Иосифовну. Она активно включилась в работу. Это был 1995 год. В задачи социально-психологической службы входило:
- выявление детей с отклонениями в психическом, физическом и социальном развитии;
- организация социально-психологической помощи учащимся группы риска и создание максимально комфортных условий при обучении в школе;
- оказание психологической помощи учителям в работе с детьми « группы риска»;
- организация психологической помощи родителям.
Таиса Иосифовна умело руководила работой этой службы. Она привлекла к сотрудничеству таких же как она, не равнодушных людей, которым была важна судьба каждого ребенка. В работе этой службы в нашей школе принимали активно участие: врач-психотерапевт-нарколог, врач-невропатолог, врач-педиатр, логопед, психолог, инспектор по делам не совершеннолетних УВД, сотрудники школьной лаборатории « Развитие творческого потенциала детства». При необходимости пользовались услугами городского центра психологической помощи семье и детям.
Вводя работу нашей школы в режим эксперимента, одну из главных задач мы видели в создании максимально комфортных условий для всех учащихся, в ориентации на сбережение их здоровья. Таиса Иосифовна активно проводила в жизнь идею, что всем нам надо учиться любить учить разных детей: больных и здоровых, красивых и некрасивых, усидчивых и неусидчивых. И тогда у нас не будет не успевающих и не желающих учиться, не будет « группы риска», не будет « трудных». И только тогда вся экспериментальная работа обретет гуманистический смысл, так считала она и была права. Таиса Иосифовна проводила ежедневный мониторинг за здоровьем детей, которые были включены в эксперимент. Применение расширенной скрининг-программы позволяло Таисе Иосифовне достичь максимального эффекта в контроле развитием и здоровьем детей, своевременно применять адекватную медицинско-педагогическую коррекцию в условиях школы. Ежегодно дети, которые учились в начальной школе, в течение 10 дней в конце учебного года, проходили курс реабилитации в областном учительском диспансере.
Таиса Иосифовна замечательна жена, мать и бабушка. Трудно перечислить чего она не умеет. Она прекрасно готовит, вяжет, шьет. В доме у нее всегда уютно. Она воспитала хороших детей. И когда так случилось, что Таиса Иосифовна сильно заболела, дети не оставили ее. А муж сделал все возможное и невозможное, чтобы организовать помощь. А так как ей могли помочь только за границей, то они всей семьей выехали в Израиль.
Талантливая женщина, умная, мудрая, щедрая, способная выбирать цель и двигаться к ней, невзирая ни на препятствия, ни на авторитеты. Волевая, упорная. Ей характерны чувственность, душевность, точность, организованность, контактность, высокая нравственность.
Она оставила неизгладимый след в наших душах. И теперь мы всегда рады ее звонкам, поддержке в трудную минуту.
С искренним уважением и спасибо за память, Елена Васильевна.