Публикация подготовлена учителем биологии О.А.Панкратовой
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это совмещение итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов в вуз. Таким образом, результаты ЕГЭ используются дважды:
1. Засчитываются наряду с годовой отметкой при выставлении отметок в аттестат.
2. рассматриваются в вузе при отборе абитуриентов.
Введение ЕГЭ позволит:
- обеспечить реальную эквивалентность государственных документов о получении среднего (полного) общего образования;
- превратить конкурс в высшие учебные заведения в конкурс знаний;
- зачислять в вуз на основе конкурса документов.
По содержанию и процедуре ЕГЭ должен обеспечивать максимальную объективность оценки. На первом этапе эксперимента экзамен проводится в письменной форме.
Вашему вниманию предлагается вариант экзаменационных материалов, которые могут быть использованы для подготовки к сдаче ЕГЭ. На выполнение работы отводится 3 часа.
Экзаменационная работа по биологии состоит из 60 заданий, которые разделены на две части. Часть первая содержит несложные задания с выбором одного правильного ответа. Часть вторая состоит из более сложных заданий разного типа: 22 - с выбором ответа, 6 - с кратким ответом (из одного-двух предложений) и 2 - с развернутым ответом.
Экзаменационная работа по биологии для выпускников ХI класса

Часть 1

1. Клетки организмов всех царств живой природы имеют:
1) ядро, 2) цитоплазму, 3) митохондрии, 4) хлоропласты.
2. Все органоиды и ядро клетки связаны между собой с помощью:
1) оболочки, 2) плазматической мембраны, 3) цитоплазмы, 4) вакуолей.
3. Какая структура управляет процессами жизнедеятельности в клетках растений, животных, грибов?
1) Цитоплазма. 2) Митохондрия. 3) Хлоропласт. 4) Ядро.
4. В каких органоидах клетки происходит синтез молекул АТФ?
1) В митохондриях. 2) В рибосомах. 3) В аппарате Гольджи. 4) В ядре.
5. Процесс размножения клеток организмов разных царств живой природы называют:
1) мейозом, 2) митозом, 3) оплодотворением, 4) дроблением.
6. Гаметы с гаплоидным набором хромосом участвуют в размножении:
1) с помощью спор, 2) вегетативном, 3) половом, 4) почкованием.
7. Зигота, содержащая доминантный и рецессивный гены окраски гороха, называется:
1) мужской гаметой, 2) женской гаметой, 3) гомозиготой, 4) гетерозиготой.
8. Белая окраска шерсти в первом гибридном поколении морских свинок не проявляется, поэтому данный признак называют:
1) рецессивным, 2) доминантным, 3) промежуточным, 4) подавляющим.
9. Если гены, ответственные за окраску и форму семян гороха, расположены в разных хромосомах, то во втором поколении проявляется закон:
1) независимого наследования, 2) сцепленного наследования,
3) расщепления признаков, 4) доминирования.
10. Если при скрещивании двух гомозиготных организмов во втором поколении у1/4 потомства обнаружится рецессивный признак, значит, проявился закон:
1) сцепленного наследования, 2) независимого наследования,
3) промежуточного характера наследования,
4) расщепления признаков.
11. Почему дубраву считают биогеоценозом?
1) Между всеми обитающими в нем видами существуют родственные связи.
2) Между всеми обитающими в нем видами отсутствуют родственные связи.
3) Особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством.
4) Обитающие в нем виды связаны между собой и с факторами неживой природы.
12. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он:
1) существует только за счет энергии солнечного света,
2) не может существовать без дополнительной энергии,
3) состоит из продуцентов, консументов и редуцентов,
4) не включает консументов и редуцентов.
13. Ветер, осадки, пыльные бури - это факторы:
1) антропогенные, 2) биотические,
3) абиотические, 4) ограничивающие.
14. В биогеноценозе главными связями между зайцами и растениями являются:
1) антропогенные, 2) генетические,
3) эволюционные, 4) пищевые.
15. Какова причина сокращения численности популяции лосей в биогеоценозе леса?
1) Недостаток корма. 2) Наступление дождливой погоды.
3) Понижение температуры. 4) Наступление осени.
16. Березовая роща - неустойчивый биогеоценоз, так как в нем:
1) малоплодородная почва, 2)небольшое разнообразие видов,
3) мало света для растений, 4) травянистые растения страдают от недостатка влаги
17. В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушенными листьями благодаря действию:
1) соотносительной изменчивости, 2) модификационной изменчивости,
3) естественного отбора, 4) искусственного отбора.
18. Назовите тип взаимоотношений лисиц и полевок в биогеоценозе:
1) конкуренция, 2) хозяин-паразит,
3) симбиоз, 4) хищник-жертва.
19. Появление у земноводных в процессе эволюции трехкамерного сердца, двух кругов кровообращения - пример развития органического мира по пути:
1) ароморфоза, 2) идиоадаптации,
3) дегенерации, 4) биологического прогресса.
20. Найдите название критерия вида в указанном перечне:
1) экосистемный, 2) гибридологический,
3) генетический, 4) популяционный.
21. Организмы с гетеротрофным способом питания, которые не могут передвигаться, относятся к царству:
1) растений, 2) животных, 3) грибов, 4) бактерий.
22. Клетка, в которой отсутствует ядерная мембрана, а наследственное вещество располагается в цитоплазме, принадлежит:
1) грибу, 2) бактерии, 3) растению, 4) животному.
23. Если не подкреплять условный рефлекс безусловным, то у собаки:
1) формируется новый безусловный рефлекс,
2) исчезают безусловные рефлексы,
3) приобретается новый безусловный рефлекс,
4) наступает торможение условного раздражителя.
24. Защита организма от инфекции осуществляется не только клетками-фагоцитами, но и:
1) эритроцитами, 2) тромбоцитами, 3) антителами, 4) резус-фактором.
25. Реакция ребенка на бутылочку с молоком - это рефлекс, который:
1) передается по наследству,
2) формируется без участия коры больших полушарий,
3) приобретается в течение жизни,
4) сохраняется в течение всей жизни.
26. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь:
1) эритроциты, 2) тромбоциты, 3) фагоциты, 4) лимфоциты.
27. Если из раны на руке кровь бьет фонтаном, то следует наложить:
1) жгут выше места ранения, 2) жгут на рану,
3) давящую повязку и ждать образования тромба,
4) жгут ниже места ранения.
28. Железа, в клетках которой вырабатывается секрет, поступающий в кровь, это:
1) печень, 2) щитовидная, 3) слезная, 4) слюнная.
29. Травма мозжечка может привести к нарушению:
1) зрения, 2) координации движений,
3) деятельности органов дыхания,
4) деятельности органов кровообращения.
30.Расщепление органических веществ пищи в пищеварительном канале происходит под действием:
1) гормонов, 2) витаминов, 3) ферментов,
4) нуклеиновых кислот.


Часть 2

31. Функции межклеточного вещества в крови выполняет:
1) плазма, 2) сыворотка,
3) тканевая жидкость, 4) лимфа.
32. К оптической системе глаза относится:
1) сетчатка, белочная оболочка и роговица,
2) зрачок, сосудистая и радужная оболочка,
3) зрачок, слепое пятно, желтое пятно,
4) роговица, хрусталик, стекловидное тело.
33. Энергия световых лучей, проникших в глаз, вызывает нервное возбуждение:
1) в хрусталике, 2) в стекловидном теле,
3) в зрительных рецепторах, 4) в зрительном нерве.
34. Почему увеличение концентрации угарного газа в помещении может вызвать у человека тяжелое отравление?
1) В окружающей среде уменьшается количество кислорода.
2) Образуется его стойкое соединение с гемоглобином.
3) Гемоглобин распадается на гем и глобин.
4) Значительно увеличивается концентрация угарного газа в тканях тела.
35. Поступление кислорода из легких в кровь происходит в том случае, если концентрация кислорода:
1) в легочных пузырьках превышает и в крови легочных капилляров одинакова,
2) в легочных пузырьках превышает концентрацию кислорода в капиллярах легких,
3) в капиллярах легких немного больше, чем в легочных пузырьках,
4) в капиллярах легких намного превышает концентрацию кислорода в легочных пузырьках.
36. Открытие ланцетника О.В.Ковалевским сыграло большую роль в развитии биологической науки, так как позволило:
1) расширить представления о многообразии животных,
2) решить вопрос о значении ланцетника в жизни человека,
3) обосновать родство беспозвоночных и позвоночных животных,
4) уточнить сведения о происхождении рыб и земноводных.
37. Об усложнении организации птиц по сравнению с пресмыкающимися свидетельствует:
1) внутреннее оплодотворение, 2) наличие желтка в яйце,
3) сухая кожа без желез, 4) четырех камерное сердце.
38. Вторичная структура белка, имеющая форму спирали, удерживается связями:
1) пептидными, 2) ионными,
3) водородными, 4) ковалентными.
39. Активный транспорт веществ в клетку и из клетки из области с низкой концентрацией происходит:
1) без затраты энергии, 2) путем фагоцитоза,
3) путем осмоса, 4) с затратами энергии.
40. ДНК имеет вид свернутой в кольцо молекулы в клетках организмов:
1) прокариот, 2) эукариот, 3) вирусов, 4) эвглены зеленой.
41. Собственного обмена веществ не имеют:
1) грибы, 2) лишайники, 3) вирусы, 4) простейшие.
42. В митохондрии атомы водорода отдают электроны, при этом энергия используется на синтез молекул:
1) белка, 2) АТФ, 3) жира, 4) углеводов.
43. Процесс разложения воды в клетках растений под воздействием солнечного света называют:
1) реакцией окисления, 2) реакцией восстановления,
3) фотосинтезом, 4) фотолизом.
44. Способ размножения тлей, муравьев, ос, при котором дочерний организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки, называют:
1) партеногенезом, 2) споровым,
3)почкованием, 4) вегетативным.
45. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют:
1) партеногенезом, 2) половым,
3) бесполым, 4) семенным.
46. Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи:
1) яйцо, 2) взрослый организм, 3) личинка, 4) куколка.
47. Совокупность морфологических и физиологических признаков организма называют:
1) генотипом, 2) фенотипом,
3) генофондом, 4) генетическим кодом.
48. Приспособительное изменение того или иного признака в определенных генетических пределах называют:
1) нормой реакции, 2) соотносительной изменчивостью,
3) мутацией, 4) комбинативной изменчивостью.
49. Однояйцовые близнецы в отличие от разнояйцовых:
1) могут быть разного пола, 2) всегда одного пола,
3) имеют одинаковую массу тела, 4) имеют одинаковые размеры.
50. Соотношение расщепления в F2 по фенотипу 9:3:3:1 характерно для скрещивания:
1) анализирующего, 2) моногибридного,
3) дигибридного, 4) отдаленного.
51.Творческий характер естественного отбора в эволюции проявляется в:
1) обострении конкуренции между видами,
2) ослаблении конкуренции между популяциями,
3) обострении конкуренции между особями одного вида,
4) возникновении новых видов.
52. Процесс неполного уничтожения тиграми антилоп, а лишь ограничение их численности определенным пределом, называют:
1) колебанием численности, 2) популяционными волнами,
3) круговоротом веществ, 4) саморегуляцией.
53. Почему однояйцовые близнецы имеют одинаковый генотип?
54. Почему митохондрии называют "силовыми станциями" клеток?
55. В чем сходство фотосинтеза и хемосинтеза?
56. Почему в ряде случаев при скрещивании особей с доминантными и рецессивными признаками в потомстве наблюдается промежуточное наследование признаков?
57. Каковы причины смены биогеоценозов?
58. Каковы причины биологического прогресса?
59. Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого?
60. В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?

Ключи и эталоны верных ответов на задания
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2
3
4
1
2
3
4
1
1
4
4
2
3
4
1
2
3
4
1
3
3
2
4
3
3
4
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
1
2
2
3
1
4
3
2
2
3
4
3
4
1
3
2
4
1
3
4
2
1
2
3
4
4
Ответы на вопросы 53-60 и эталоны кратких ответов к ним.
53.В процессе дробления зиготы первые клетки дробления организма (бластомеры) отделяются друг от друга, из каждой развивается новый организм.
54. В процессе окисления органических веществ в митохондриях освобождается энергия, которая используется на синтез АТФ и запасается в них.
55. В обоих процессах происходит синтез органических веществ из неорганических.
56. Происходит взаимодействие доминантных и рецессивных генов.
57. Изменение организмами среды обитания, деятельность человека.
58. Развитие органического мира по пути ароморфоза, идиоадаптации, общей дегенерации.
59. Схема ответа:
1. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизни.
2. Участие в обмене веществ всех органоидов.
3. Отдельный органоид не обеспечивает всего обмена веществ.
4. Органоид нельзя считать единицей живого.
60. Схема ответа:
1. Мейоз - основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом.
2. Образование зиготы с диплоидным набором хромосом в результате оплодотворения.
3. Деление клеток путем митоза - основа роста дочернего организма.
4. Митоз, мейоз и оплодотворение - основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Вернуться на главную!