Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

История школы

Елена Васильевна Шклярская Из воспоминаний Елены Васильевны Шклярской - заслуженного учителя России, директора-новатора СОШ №33 с 1977 по 1999 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ первый.


  Я долго думала о ком рассказать в самом своем первом рассказе и решила, что расскажу о тех, кто был с нами, и кого уже нет. Я уверена, что вспомнила не обо всех, но, также, уверена и в том, что о других напишут коллеги.
  Итак, я расскажу:
- о Лидии Алексеевне Разумовской - учителе математики, заместителе директора по учебно-воспитательной работе, Отличнике народного образования;
- о Ираиде Николаевне Силкиной - учителе начальных классов, Отличнике народного образования;
- о Кларе Васильевне Березовой - учителе физической культуры;
об Александре Ильиничне Рублевкиной - учителе истории, Отличнике народного образования;
- о Валентине Федоровне Старцевой - учителе начальных классов, Отличнике народного образования РСФСР и СССР;
- о Валентине Павловне Комаровской - учителе русского языка и литературы, Отличнике народного образования;
- о Викторе Николаевиче Пенязе - учителе физики, заместителе директора по научно-экспериментальной работе, Отличнике народного образования, лауреате премии им. Новограбленого, Заслуженном учителе школ России.
  О каждом из этих учителей и других, которых я не назвала, можно сказать много добрых слов. Каждый из них имел свой характер, работал по своему, но всех их объединяло одно - ответственное отношение к делу. Огромное желание учить детей и бесконечная доброта.
  Насколько я помню, Лидия Алексеевна Разумовская работала в нашей школе со дня ее основания. Ее выпускниками мы гордимся по праву. Она была добра ко всем, а особенно к детям. Недаром они ласково называли ее "бабушка Лида", На Лидию Алексеевну во всем можно было положиться. Я всегда была уверена, чтобы ей не поручили, она выполнит отлично. Вспоминаю, как долго она сидела над расписанием, чтобы всем было удобно и детям, и учителям. Заботясь об учителях, она обязательно дозвонится, чтобы сообщить об изменениях в расписании. Лидия Алексеевна была очень хорошей матерью и заботливой бабушкой.
  Александра Ильинична Рублевкина была человеком с необыкновенным чувством юмора. Каждый из тех, кто работал с ней, думаю, вспоминает ее объявления в учительской, и ее умение высказать и отстоять свое мнение. Как председатель месткома, она всегда умела встать на защиту отдельных работников перед администрацией, высказать свое несогласие с решением руководителей школы, но и своему коллеге она умела высказать свое мнение об его отношении к делу. Дети очень любили ее за доброту, юмор, умение поддержать в трудную минуту. Она хорошо учила детей. Вспоминаю, как на экзаменах по истории, обществоведению ученики показывали глубокие и прочные знания. Полученные знания помогали им успешно поступать в вузы. Александра Ильинична была замечательной бабушкой, приятно было наблюдать за ее взаимоотношениями с внучкой.
  Ираида Николаевна Силкина пришла в нашу школу опытным педагогом, Отличником народного образования, и проработала много лет. Не один выпуск детей она сделала за эти годы, Все ее выпускники успешно учились в старшей школе и часто можно было видеть, как старшие дети приходят к своей учительнице, помогают ей, возятся с малышами. Трудно посчитать, сколько открытых уроков дала она, делясь своим богатым опытом с коллегами. Ираида Николаевна по всем вопросам имела свое мнение и всегда высказывала его.
  Березова Клара Васильевна проработала в нашей школе много лет. Детям нравились ее уроки физкультуры. Мягкий, добрый человек, особое внимание Клара Васильевна уделяла детям, у которых были проблемы со здоровьем. Поэтому ей особенно удавались занятия для детей с ослабленным здоровьем.
  Старцева Валентина Федоровна - учителя с таким чувством ответственности встречаются редко. Чтобы она не делала, она делала это лучше всех, недаром ей было присвоено звание" Отличник народного образования СССР". Таких учителей были единицы. Дети, которых она учила, имели глубокие и, самое главное, прочные знания. Они успешно учились в старших классах, ни в чем, не подводя свою учительницу. Вспоминаю, во время летнего отпуска, Валентину Федоровну вместе с Любовь Ивановной Тихоновой часто можно встретить в школе. Они готовят свой кабинет к началу нового учебного года. А их рабочее место должно быть лучше всех. Бесценна помощь, которую оказывала Валентина Федоровна молодым учителям, каждый ее урок был открытым. Помню ее звонки после того, как она ушла на пенсию. Это были поздравления с праздником, рассказы о других наших пенсионерах, напоминания о том, что их нужно с чем-то поздравить или в чем-то помочь. Мало кто знает, что свое детство Валентина Федоровна провела в блокадном Ленинграде. А о том, какой она была бабушкой, говорит тот факт, что все три года в начальной школе, она всегда была рядом со своей внучкой, бесконечно любя ее.
  Валентина Павловна Комаровская - и я опять говорю о высочайшем чувстве ответственности. Сколько раз она выручала школу в трудных ситуациях. Валентина Павловна всегда помнила о том, что дети пришли в школу учиться. Так случилось, что в середине учебного года, в 11 классе мы остались без учителя русского языка и литературы. И встал вопрос - "Как дети будут сдавать выпускной экзамен?" На помощь пришла Валентина Павловна. Она подхватила детей и сделала все возможное и невозможное, чтобы они успешно сдали выпускные экзамены. Вспоминаю случай, когда Валентина Павловна поломала ногу, и тогда она пригласила детей к себе домой и проводила занятия там. Надо сказать, что одиннадцатиклассники не пропустили ни одного занятия и хорошо подготовились к экзаменам. На экзаменах по литературе, у Валентины Павловны ,ребята знали и с удовольствием читали море стихов.
А с какой любовью вспоминают ребята ее уроки по "этике и психологии семейной жизни". Молодые учительницы часто просили ее пустить на занятия как по русскому языку и литературе, так и по "этике и психологии семейной жизни". Наша первая золотая медалистка, Морозова Жанна, была ученицей Валентины Павловны. О ее любви к детям говорит тот факт, что они переписывались с ней после окончания школы, доверяли ей свои секреты. А дружбе с первыми ее выпускниками можно позавидовать. Они всегда приходили к ней со своими радостями и горестями и ,самое ценное, сами помогали ей в самых горьких минутах жизни.
  Особый мой рассказ о Викторе Николаевиче Пенязе. С ним я проработала 25 лет - четверть жизни. И как в жизни, в наших взаимоотношениях были разные минуты и радости, и огорчений. И все же, хорошего было больше. Что меня всегда поражало в нем - это его колоссальный аналитический ум. Он умел внимательно читать, слушать и вычленять главное. Это оказывало неоценимую помощь в экспериментальной работе. И еще поражали его обширные знания не только по физике, но и по математике, химии.
  Всегда приятно было видеть его радость, когда он справлялся сам с трудной задачей по математике или химии. Виктор Николаевич умел общаться с людьми, уважая их достоинство, как с учениками и их родителями, так и с коллегами. Высокий профессионал, он здорово учил детей по физике. Его ученики неоднократно занимали призовые места на городских и областных олимпиадах. Очень многие из них успешно окончили Новосибирскую физико-математическую школу , затем и Новосибирский университет. Часто, можно было видеть, с каким удовольствием встречался он с выпускниками, которые делились с ним своими успехами и неудачами. Особенно Виктор Николаевич любил свою внучку, и она обожала своего дедушку, делилась своими радостями и огорчениями, а он всегда торопился ей на помощь. А еще он очень любил приходить в школу рано - рано утром, в тишине обходил здание, открывал кабинеты и с улыбкой встречал на лестнице ребят и учителей, находя слова поддержки каждому, кто в них нуждался.
  Да, каждый из учителей, о которых я рассказала, оставил след в памяти своих учеников и коллег.
С искренним уважением и спасибо за память, Елена Васильевна.


Рассказ второй.
  Год рождения нашей школы - 10 ноября 1968 года. Почему 10 ноября? В целом, приказ об открытии школы № 33 был отдан в августе, но строители не закончили постройку здания к 1 сентября. Поэтому дети средней школы № 33 учились в зданиях двух школ - СШ № 7 и СШ № 43 (во вторую смену). И как только закончили отделку учебного корпуса- 10 ноября торжественно открыли среднюю школу № 33. Учебные мастерские, столовую, спортивный зал заканчивали позднее и дети, и учителя принимали активное участие в их строительстве. В школе не было выпускного класса, поэтому первый выпуск учащихся нашей школы приходится на 1969 год.
  Я пришла на работу организатором внеклассной и внешкольной работы в августе 1974 года. До меня организатором работала Солопова Людмила Викторовна. В это время она находилась в декретном отпуске. Директором школы работала Жукова Идея Алексеевна, а заместителями директора по учебно-воспитательной работе Весна Фаина Францевна и Пенязь Виктор Николаевич. О Викторе Николаевиче я уже рассказывала, а теперь хочу рассказать об Идее Алексеевне и Фаине Францевне.
  Фаину Францевну очень любили и учителя, и ученики. Честно говоря, ученики боготворили ее. Работая завучем, она одновременно была классным руководителем в 11 классе (ее выпускницей является Соломенко-Никонова В.Н.) Фаина Францевна учительница русского языка и литературы. Она умело строила свое общение со всеми. Ее уроки были необыкновенными. Богатые знания, тонкий вкус, знания психологии помогали ей проводить уроки на высоком научно-методическом уровне. Ей нравилось учить детей, а им учиться у нее. Все ее уроки были открытыми. Она никому не отказывала в помощи, но и сама умела обратиться за помощью, если у нее что-то не получалось. Помню, как она с Галиной Николаевной Белоусовой накануне 1 сентября несколько ночей сидели над расписанием уроков, и с каким юмором она рассказывала об этом потом. Ей очень нравилось то, что она учительница. Потом Фаина Францевна перешла работать завучем в СШ № 10, по месту жительства. А затем она уехала в Калининград, где живет и сейчас. Три года (с 1974 по 1977 года) я работала под руководством Жуковой Идеи Алексеевны.   До нашей школы, Идея Алексеевна работала учителем химии в СШ № 4, инспектором областного управления образования. Она была лучшим учителем химии Камчатской области, отлично владела методикой преподавания предмета. Идея Алексеевна умела учить и детей, и учителей. Ее ученики занимали призовые места на городских и областных олимпиадах по химии, принимали участие в зональных олимпиадах. Часто, после разбора урока, она приглашала учителя к себе на уроки и показывала ту или иную методику. Она всегда приглашала учителей к себе на уроки, все ее уроки были открытыми. Помогала учителям в подготовке к урокам. Помню, как мы под ее руководством готовились к первой Министерской проверке. И в том, что наши учителя на высоком уровне провели уроки, а ученики хорошо написали министерские контрольные работы, и по результатам проверки наша работа получила высокую оценку.
  Безусловно, была заслуга Идеи Алексеевны. Я многому научилась у нее и вообще благодарна судьбе, что на моем жизненном пути встретилось много хороших людей. В 1977 году Идея Алексеевна уехала г. Кропоткин Краснодарского края.
  О работе школы до 1974 года я знаю мало. Знаю, что с 1968 года до 1977 года сменилось три директора: Зубко, Морозова, Жукова Идея Алексеевна. Об Идее Алексеевне я рассказала, а о тех, кто работал до нее, могут рассказать Крупник Ф.Е., Бутковская З.С., Гуляк Т.А., Кривша Ж.И. и другие, кто работал в школе со дня ее открытия.
  А сейчас я хочу рассказатьо нескольких, на мой взгляд, важных вехах в жизни ученического и учительского коллективов нашей школы. В 1975 году мы подготовили и провели первый вечер встречи выпускников нашей школы. К вечеру встречи готовилисьв школе все. К этому времени у нас было 5 выпусков. В начале мы провели линейку с перекличкой, с выносом школьного знамени и знамени комсомольской организации. А потом всех пригласили в зал, где были накрыты столы с чаем, пироженными и показали веселый концерт. С 1980 года мы ввели традициюна вечерах встречи выпукников вскрывать ящики с посланиями в будущее. На сцену выходили выпускники и вскрывали ящики, в которых находились письма, которые они написали накануне последнего звонка, в последний день занятий, на последнем уроке. Письма рассказывали о том, как каждый выпускник представляет свое будущее, каким он станет через пять лет. Письма они опускали в ящик на празднике "Последнего звонка", а вскрывали через 5 лет на вечере встречи. Первое свое послание в будущее написали выпускники 1975 года.
  В Петропавловске-Камчатском в эти годы регулярно проходили смотры самодеятельности школ города. Надо сказать, что к смотрам готовились здорово. В школе проводились смотры самодеятельности между классами. Отбирались, а затем отрабатывались номера для выступления на городском смотре.   Признанным лидером в смотрах самодеятельности был коллектив СШ № 7. Так вот в 1975 году наша школа впервые стала победителем городского смотра. Это была важная для нас победа, она вселила в нас уверенность и желание идти дальше. Многое из того, что мы делали на смотрах, делалось впервые на сценах. Так, например, мы работали без занавеса. В считанные минуты на сцене появлялись скамейки для хора, и строился огромный хор из 100 человек. Также быстро и бесшумно хор уходил. В школе пели все и ученики, и учителя. Было два хора - учеников младших классов и старших. Была хорошая вокальная группа, солисты. Помню, как на одном из городских смотров самодеятельности русскую польку танцевала со своими учениками Фаина Ефимовна Крупник.
  Наша первая победа в городском смотре самодеятельности вдохновила нас и тогда комсомольская организация с новыми силами включилась в городское соревнование. Работа в школе кипела, работали с большим энтузиазмом, и в итоге произошла вторая Победа - мы выиграли Переходящее Красное знамя городского комитета ВЛКСМ, которое многие годы находилось в СШ № 7.
  С сентября 1977 года я стала директором средней школы № 33.


Рассказ третий.
А сегодня я хочу рассказать о некоторых учителях нашей школы, которые талантливы. Вообще-то такие учителя встречаются не часто, просто нашей школе повезло. О некоторых я уже говорила - Жукова И.А., Пенязь В.Н., Весна Ф.Ф.
А теперь поговорим о Чернышевой Валентине Михайловне - учительнице математики, заслуженном учителе школ РФ. С огромным волнением вспоминаю годы совместной работы. До 1989 года Валентина Михайловна учила детей с 4 по 11 класс. На мой взляд самое главное в работе Валентины Михайловны это то, что она не просто любит детей, она любит учить их. Она испытывает радость оттого, что видит, как загораются глаза детей, когда они узнают что-то новое, когда у них решается задача.
1974 год, я впервые на уроке математики в 4 классе у Валентины Михайловны. И что же я вижу - у нее дети не боятся выходить к доске, даже те, кто испытывет большие трудности. И я поняла почему - дети доверяют своему учителю, они уверенны - он не обидит их сам и не даст в обиду другим.
А когда мы перешли к углубленному изучению математики и физики, то решили сформировать группу учителей, которые будут учить их в разных возрастных группах и передавать друг другу. С 5 по 7 класс детей учат Фролова Л.Н. и Сергеева О.А., в 8-9 классах - Чернышева В.М., а в 10-11 классах Павлова Е.В. Валентина Михайловна встала на самый сложный участок - подростковый возраст. Ребенку в этом возрасте сложно самому определиться, в жизни и ему нужен хороший помощник. А Валенина Михайловна так строит обучение и воспитание, что ребенку кажется, что он сам достиг успеха. Вот я на уроке математики в 8-б классе в самом начале учебного года. Дети еще плохо знают свою новую учительницу, хотя они часто встречались с ней в 7 классе и уже доверяют ей. Валентина Михайловна начинает беседе по проверке домашнего задания. А в него входила "задача для души" (это трудная задача, над решением которой нужно потрудиться). Учительница спрашивает, кто справился, решил эту задачу. В классе поднимается одна рука (и это в присутствии директора школы).
Можно было ожидать со стороны учительницы обиды за то, что ребята подвели ее, выговора. Но нет, Валентина Михайловна начинает беседу с ученицей, которая решила задачу. Скажи: "Когда ты решала эту задачу- утром и вечером ?", "Сколько раз ты возвращалась к решению?", "Что при этом испытывала?", "Какое у тебя было настроение?" и наконец "Что ты испытала, когда у тебя задача получилась, ты решила ее самостоятельно?". Она радовалась вместе с ученицей тому, что девочка испытала восторг, радость от своего труда, оттого, что она сумела решить задачу. И можно было с уверенностью сказать, что на следующем уроке число ребят, которые справятся с решением "задачи для души" будет значительно больше. И так это и было.
А сколько замечательны дел, проделывали ребята вместе со своей учительницей: писали сказки о математических величинах, ставили спектакли, играли в такие игры - "Счастливый случай", "Что, где, когда?", "Поле чудес" и другие, доказывали геометрические теоремы на трех иностранных языках - английском, немецком, французском. И это сухая математика - доказательство теорем, решение задач. Валентина Михайловна никогда не жалела своего труда: ежеурочная проверка тетрадей с домашней и классной работой, выслушивание доказательства теорем при подготовке к экзаменам (ученики всегда уверенно шли
на экзамены, потому что каждый из них весь материал отвечал учителю еще при подготовке). И если в 8 класс они приходили к малознакомой учительнице, то в 10 класс они уходили от человека, которого боготворили.
Вспоминаю еще один случай в нашей работе - молодая учительница, которая учила детей в 9 классе, не научила их математике, ни один ученик не справился с контрольной работой за год, несмотря на то, что в журнале стояли 4-5.
Таким образом сложились обстоятельства, что дети идут в выпускной класс, а знаний по метематике у них нет. Мы попросили Валентину Михайловну взять класс, потому что были уверены, что она сможет им помочь. В начале учебного года отношения у Валентины Михайловны с детьми строились очень тяжело.
Дети привыкли к вольной жизни и требования новой учительницы казались им очень жесткими. Они пришли ко мне с просьбой вернуть прежнюю учительницу, со слезами, что Валентина Михайловна предъявляет к ним очень высокие требования. Я понимала их состояние, но знала, что единственная надежда на подготовку к поступлению в институт - это Валентина Михайловна. И тогда предложила ребятам заключить соглашение - если в конце учебного года они не изменят своего мнения, то я уйду с поста директора школы. Я была уверена, что пройдет время и дети, изменят свое мнение, полюбят свою учительницу. И действительно, уже в декабре Валенина Михайловна давала открытый урок на базе этого класса. А в конце учебного года дети уверенно сдали выпускные экзамены, а затем и вступительные экзамены в различные вузы.
Валентина Михайловна воспитала много ребят призеров городских и областных олимпиад по математике. Ее воспитанники были участниками зональных и всероссийских олимпиад. Думаю, что около 50 воспитанников Валентины Михайловны учились в Новосибирской физико-математической школе, а затем в Новосибирском университете.
В своей работе я многому училась у Валентины Михайловны. На мой взгляд - это, прежде всего высокий профессионал и душевный, очень добрый человек.
Я очень благодарна ей за память, за ее, наполненные душевным вниманием и добротой, письма.
Валентина Михайловна прекрасная жена и мать, и, думаю, очень заботливая бабушка.

     Коллективу нашей школы везет на хороших людей. Кто-то проработал в ней со дня ее основания, а кто-то пришел по воле случая. Вот сегодня, 5 октября 2007 года, продолжаю  рассказ о людях, с которыми прошла четверть моей жизни, а может быть просто большая ее часть.

     Расскажу всем о Виктории Алексеевне Мамонтовой, организаторе внеклассной и внешкольной работы в 1977году. Она прожила всю свою сознательную жизнь на Камчатке. Окончила Камчатский государственный педагогический институт, потом работала в средней школе № 4 – учителем физики и организатором внеклассной и внешкольной работы.

    Наша дружба началась с того момента, как я, студентка Камчатского пединститута, попала на практику к ней в СШ № 4. Потом, когда я стала работать организатором внеклассной и внешкольной в СШ № 33, наши пути пересеклись. Мы часто общались, помогали друг другу. Нашим девизом стало выражение « Отдаешь другим – приобретаешь сам!» Поэтому мы щедро делились опытом работы друг с другом и коллегами из других школ.

После того, как я стала работать директором 33 школы, я пригласила на работу к нам в школу Викторию Алексеевну, которая к этому времени ушла из 4 школы, в силу ряда сложившихся обстоятельств.

Профессионал, добрый, замечательный человек, она быстро нашла общий язык с учащимися нашей школы, особенно с  « трудными» детьми. Они доверяли ей. Много интересных дел появилось в работе школьной комсомольской  организации.  В лучшую сторону изменилась работа с родителями. Во время работы Виктории Алексеевны мы успешно выдержали

проверку организации работы с родителями комиссией Министерства образования. Высокую оценку получила работа школьного родительского комитета  и организация работы школьного университета для родителей.  Наш опыт работы рекомендовали  распространению.

    Виктория Алексеевна была очень красивой, доброй, внимательной. Она была замечательной женой и матерью. Тяжелая болезнь мужа, огромная любовь к нему и славному сыну, вынудили ее уйти с работы в нашей школе и перейти на работу в школу рядом с домом, учителем физики. Это позволяло ей больше внимания уделять мужу и сыну.

    Трагический случай оборвал ее жизнь – она погибла в автокатастрофе.

Очень хочу, чтобы о ней помнили все, кто трудились и трудятся в нашей школе. А также вспомнили те, кого она учила в 33 школе и в 4 школе.


А этот рассказ о Черновой Светлане Михайловне – заместителе директора по научно-экспериментальной  работе, отличнике народного образования.

       Светлана – на мой взгляд « светлая, лучезарная». В моей памяти она осталась красивой, умной, доброй. К нам в школу Светлана Михайловна пришла после рождения сына Артема. До этого она работала директором школы в поселке Авача, методистом методического кабинета Октябрьского районо. Как-то я встретила ее в районе нашей школы, куда она переехала, и пригласила ее  на работу к нам заместителем директора по учебной части.

К моему удовольствию она согласилась. Вот так Светлана Михайловна появилась в нашем коллективе.

     Считаю, что для нас это был счастливый случай. В наш коллектив влился неравнодушный человек, для которого важна судьба каждого ученика, каждого учителя. Светлана Михайловна профессионал. В свою работу она вкладывала душу, все делала с удовольствием, с улыбкой на лице. На нее можно было положиться во всем. Особенно мне хочется отметить подготовку педсоветов, совещаний при директоре. Мы были единомышленниками. Она поддержала начало экспериментальной работы в нашей школе, а потом много сделала для ее успешного продолжения.

   Обширна работа заместителя директора по учебной части, но Светлана Михайловна успешно справлялась с ней. Особое внимание она уделяла работе по обобщению и развитию передовых технологий в  обучении, организации преемственности. Ко всему относилась творчески, много читала. И все, что узнавала и знала о методах обучения, старалась передать своим коллегам.

    С 2000 года Светлана Михайловна становится заместителем директора по научно-экспериментальной работе. И надо сказать, на этой должности полностью раскрывается ее талант. Светлана Михайловна умело руководит работой кафедр. Она и Н.И.Голубева выводят школу на новый уровень. Под ее руководством, для решения проблем преемственности в развитии ребенка,

разрабатываются « адаптационные листы», которые позволяют учителям, вновь  приступившим к работе с учащимися определенного возраста, увидеть все сложности, которые встают перед воспитанниками при переходе на новую возрастную ступень. Разрабатываются межвозрастные листы согласования для определения психологических особенностей учащихся в начале и конце возрастного периода. Под ее руководством решаются вопросы содержательной и методической преемственности на всех стадиях

обучения. Она помогает осуществлять преемственность в вопросах нравственного воспитания на разных этапах каждого возрастного периода.

Светлана Михайловна систематизирует материалы, накопленные в школе, и готовит к изданию книгу « От педсовета – к педсовету: инновационная практика».Книга издана в 2005 году. Она давала возможность людям увидеть себя с другой стороны. Так она подготовила к участию в Бушелевских чтениях большую группу учителей, где они очень успешно выступили.

     Трудолюбие, ответственность, организованность вот что характеризует Светлану Михайловну. А еще она умеет дружить. Светлана Михайловна и Надежда Ивановна Голубева много лет проработали бок о бок, больше 10 лет в одном кабинете, но я не помню ни одной размолвки между ними. Они всегда поддерживали друг друга, заботились друг о друге.

     Хочу отметить, что она была прекрасной дочерью, женой и матерью. Всегда была очень внимательна к своим родителям, торопилась к ним на помощь.  Много внимания она уделяла своим сыновьям. Светлана Михайловна учительница английского языка и поэтому ее дети свободно владеют английским языком. Помню в Америке, где мы были с группой учащихся нашей школы, наши американские друзья восхищались знанием Черновым Денисом английского языка, запасом слов и превосходным произношением. Это позволило Денису впоследствии успешно овладеть японским языком. В этом была безусловно заслуга его матери – Светланы Михайловны.

    Бесконечно жаль, что Светлана Михайловна так рано ушла от нас. Думаю, что она много полезного сделала и еще могла сделать для нашей школы.

 



Коллективу нашей школы можно позавидовать – ему везло на хороших людей. Я не устаю это повторять. О некоторых я рассказала. А теперь хочу рассказать о женщине, которой восхищаюсь – Невелевой  Таисе  Иосифовне, медицинском работнике школы, заместителе директора школы по социально-психологическим вопросам, Отличнике народного образования. Она 14 лет проработала в нашей школе. Это профессионал самого высокого уровня. В ней все прекрасно – и душа, и мысли, и тело.

     Появилась эта замечательная женщина в нашем коллективе так. Сначала

В школу пришла ее дочь – Невелева Марина. Она пришла в старшие классы и сразу активно включилась в общественную жизнь школы. Красавица, умница

она быстро завоевала авторитет среди ребят. В этом ей помогли ее родители, они принимали самое активное участие во всех мероприятиях. Все – и отец,

и мать, и маленький брат. Тут я выяснила, что мать Марины имеет и медицинское образование, к тому же нигде не работает.  И пригласила ее на работу к нам в школу, нам требовался медработник.

    Надо сказать, что нам очень повезло – Таиса  Иосифовна оказалась медработником экстра класса. Она была очень внимательна к каждому ученику, к каждому учителю, к каждой семье, как наших учеников, так и учителей. Таиса Иосифовна знала все об  их проблемах и прилагала много усилий для их разрешения. У нее обширные знания и не только по медицине.

Были случаи, когда она спасала ребят от смерти своими умелыми действиями и рекомендациями. Не равнодушный человек она не проходила мимо. Для каждого у нее находилось доброе слово. Она проявляла участие, сочувствие и тут же оказывала помощь. Она умеет убеждать, многих ребят она спасла от наркомании. На мой взгляд, Таиса Иосифовна живет под девизом: « Кто, если не я». Думаю, что выпускники нашей школы, их родители и наши учителя очень благодарны ей за неоценимую помощь.

    При непосредственном участии всей семьи Невелевых в школе появился отлично оборудованный медицинский кабинет. В нем было очень уютно, имелось все для оказания первой медицинской и просто человеческой помощи. Авторитет Таисы Иосифовны среди учителей, учеников и их родителей был безграничен. Она принимала активное участие во все  проверках, проводимых администрацией школы, а затем в итоговых совещаниях, всегда находясь на стороне ребенка. Ее рекомендации помогали учителям в работе с учениками. Она постоянно показывала учителям, что за низкой успеваемость, нежеланием учиться, повышенной агрессивностью скрывается физическое бессилие ребенка, не обладающего достаточным здоровьем для преодоления нагрузок, подробно рассказывала о здоровье учеников, давала рекомендации, позволяющие улучшить успеваемость ребят, их адаптацию в классе.

     Анализируя работу школы на разных этапах в течение нескольких лет, мы пришли к выводу о необходимости создания социально-психологической службы, а ее руководителем назначили Таису Иосифовну. Она активно включилась в работу. Это был 1995 год. В задачи социально-психологической службы входило:

- выявление детей с отклонениями в психическом, физическом и социальном развитии;

- организация социально-психологической помощи учащимся группы риска и создание максимально комфортных условий при обучении в школе;

- оказание психологической помощи учителям в работе с детьми « группы риска»;

- организация психологической помощи родителям.

   Таиса Иосифовна  умело руководила работой этой службы. Она привлекла к сотрудничеству таких же как она, не равнодушных людей, которым была важна судьба каждого ребенка. В работе этой службы в нашей школе принимали активно участие: врач-психотерапевт-нарколог, врач-невропатолог, врач-педиатр, логопед, психолог, инспектор по делам не совершеннолетних УВД, сотрудники школьной лаборатории « Развитие творческого потенциала детства». При необходимости пользовались услугами городского центра психологической помощи семье и детям.

   Вводя работу нашей школы в режим эксперимента, одну из главных задач мы видели в создании максимально комфортных условий для всех учащихся, в ориентации на сбережение их здоровья. Таиса Иосифовна активно проводила в жизнь идею, что всем нам надо учиться любить учить разных детей: больных и здоровых, красивых и некрасивых, усидчивых и неусидчивых. И тогда у нас не будет не успевающих и не желающих учиться, не будет « группы риска», не будет « трудных». И только  тогда вся экспериментальная работа обретет гуманистический смысл, так считала она и была права. Таиса Иосифовна проводила ежедневный мониторинг за здоровьем детей, которые были включены в эксперимент. Применение расширенной скрининг-программы позволяло Таисе Иосифовне достичь максимального эффекта в контроле  развитием и здоровьем детей, своевременно применять адекватную медицинско-педагогическую коррекцию в условиях школы. Ежегодно дети, которые учились в начальной школе, в течение 10 дней в конце учебного года, проходили курс реабилитации в областном учительском диспансере.

    Таиса Иосифовна замечательна жена, мать и бабушка. Трудно перечислить чего она не умеет. Она прекрасно готовит, вяжет, шьет. В доме у нее всегда уютно.  Она воспитала хороших детей. И когда так случилось, что Таиса Иосифовна сильно заболела, дети не оставили ее. А муж сделал все возможное и невозможное, чтобы организовать помощь. А так как ей могли помочь только за границей, то они всей семьей выехали в Израиль.

   Талантливая женщина, умная, мудрая, щедрая, способная выбирать цель и двигаться к ней, невзирая ни на препятствия, ни на авторитеты. Волевая, упорная. Ей характерны чувственность, душевность, точность, организованность, контактность, высокая нравственность.

    Она оставила неизгладимый след в наших душах. И теперь мы всегда рады ее звонкам, поддержке в трудную минуту.

 

Следующая страница